Истории
13:03, 29 ноября 2018 г.

День без трагедий. Как проходит служба в пожарно-спасательной части — репортаж Go31

Истории

Go31 начинает серию материалов о работе служб, без которых любой российский город превратился бы в хаос. На один день журналист издания меняет уютную редакцию на отдел полиции, карету скорой помощи. В первом выпуске — корреспондент сайта Юлия Тимофеенко отправилась в пожарно-спасательную службу Белгородской области. 

24 часа сна

Здание службы расположено на улице Волчанской, 163. В главном корпусе работают диспетчеры, спасатели, психологи, пожарные инспекторы, рядом — здание специализированной пожарной части. Там размещается техника и дежурят пожарные.

Знакомство со службой началось с кабинета диспетчеров. Экраны на стенах транслируют записи с камер видеонаблюдения, вдоль кабинета установлены столы со множеством мониторов и телефонов. «Пожарно-спасательная служба… Ложный вызов? Ватутина, 2? Ни запаха гари, ничего? Приняли», — быстро произносит диспетчер Юлия и кладёт трубку.

До моего прихода диспетчеры успели отправить пожарный расчёт на место ДТП под Корочей, других происшествий не было.

— У нас есть примета: если пришёл журналист, значит день пройдёт спокойно, — улыбаются сотрудники и вспоминают, пожар на Магистральной. — Вчера весь отдел с обеда и до пяти часов на ушах стоял. Сегодня тихо, и слава Богу.

— За чем следят камеры с мониторов?

— За населёнными пунктами вблизи лесных массивов или полигонов ТБО. Настраивает камеры управление лесами области. Один раз мы видели поджигателя поля в селе Мешковом Шебекинского района. Мужчина бегал с канистрой. Нам его увеличили, видно было лицо. Информацию отправили полицейским и администрации поселения, — рассказывает начальник центрального пункта пожарной связи службы Юлия Шумова.

В кабинете пять человек: два оперативных дежурный, радиотелефонист, два диспетчера и начальник пункта связи. Ещё есть водитель, который вместе с оперативными дежурными в случае крупного пожара выезжает на место происшествия, оттуда координируют процесс тушения. Собственно, дежурные, как и пожарные, работают сутки через трое, и не «спят по 24 часа», как об этом принято шутить. Время сна у них не более четырёх часов при этом отдыхают по очереди с 23:00 до 2:30 и с 2:30 до 6:00. Диспетчеры тоже работают по сменам и, уходя домой, никогда не говорят «до свидания» или «спокойной ночи», они желают «сухих рукавов», чтобы служба прошла спокойно. Они очень суеверные, поэтому на работу не приходят в новой одежде. Купил туфли, прогуляйся в них по улице, а потому уже надевай на службу.

В приметы сложно не поверить, за первые два часа работы, как и предсказывали, ничего серьёзного не произошло. Только в Старом Осколе замкнуло проводку в подъезде многоэтажки, но к приезду пожарных даже дыма не было.

Во всём виноваты вы

Диспетчерам любят звонить маленькие дети, которым родители дают играться телефоном. Малыши просто агукают в трубку и сбрасывают, а вот ребят постарше просят передать аппарат родителям.

Пожарных частенько вызывают люди с психическими отклонениями. Одни жалуются на пришельцев, другие боятся, что у них вот-вот взорвётся квартира. Некоторых диспетчеры знают по имени. Одна женщина уже несколько лет звонит им с разных номеров, называет рандомный адрес и сбрасывает трубку. Сначала туда посылали пожарные расчёты, полицейских, потом перестали.

— Почему они продолжают звонить, если за ложные вызовы штрафуют?

— Если у человека есть справка, то нет. Остальных штрафуют. В прошлом году два мальчика «заминировали» 21-ю и 40-ю школы, их родителей оштрафовали, — поясняет Юлия Шумова.

Телефон пожарных часто путают с номерами других служб: с полицией, газовой службой, скорой медицинской помощью, а когда звонят в случае пожара, то не скупятся на эмоции.

— Здесь нужно работать с холодным сердцем. Пожары, крики, слёзы, истерики — и всё это вымещается тебе в трубку. Нужно до последнего поддерживать связь с человеком, но не нести [этот негатив] домой, — говорит диспетчер Анастасия Кудерова. — После «Зимней вишни» было реально тяжело. Я вышла на службу, и как раз у нас загорелся «Спутник». Телефоны не утихали ни на минуту: люди кричали, что мы [МЧС] виноваты в пожаре. Осуждение было бешенное, но с каждым ты пытаешься поговорить...

— Первое правило диспетчера — будь вежливым при общении с людьми, — добавляет Шумова. — Если совсем будет тяжело, у нас есть кабинет психолога.

Бизнесмены хотят сэкономить

В Белгороде находятся четыре пожарно-спасательные части, ещё две — в Белгородском районе. Они расположены так, чтобы машины успевали доехать до места вызова за 10 минут в городе и за 20 минут в селе. Но не все автомобилисты уступают пожарным дорогу. По регламенту пожарная машина должна ехать со скоростью 45 км/ч.

Пожары на верхних этажах многоквартирных домов тушат с помощью техники: в развёрнутом состоянии автолестница достигает 50 метров, а пожарная машина способна подать воду до 18 этажа и выше. Вертолётов на вооружении у белгородских спасателей нет, но они могут привлечь их у других ведомств для тушения лесных массивов. В Москве пожары на верхних этажах (выше 30-го) тоже тушат с помощью основных и специальных машин и мотопомп. 

— Создаётся впечатление, что после «Зимней вишни» в стране увеличилось число пожаров. Это действительно так, или просто после кемеровской трагедии на это стали острее реагировать?

— Бизнесмены [при строительстве] объектов хотят сэкономить [на материалах]. Например, положат не кирпичную перегородку, а из гипсокартона. Сейчас мы пожинаем плоды. Это моё субъективное мнение, — отвечает руководитель службы пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ Дмитрий Хахалев.— Можно ли ставить такие перегородки по технике безопасности?—  За проектирование и эксплуатацию объектов отвечает управление государственного строительного надзора области. Надо у них спрашивать.

— Что случилось на складе на Магистральной, почему долго тушили пожар и в чём причина?

— На месте работала испытательная пожарная лаборатория, которая выявит причину. Назначение у здания непонятное, снизу были склады с резиной, сверху — офисы. Помещения были захламлены, и это усложняло работу.

Тишина и спокойствие

День проходит скучно, время тянется долго, в здании — тишина. Как журналист я разочарована, но сердцем понимаю, что за день без трагедий Вселенную можно только благодарить. По словам Хахалева, в свободное от происшествий время сотрудники повторяют теоретический материал, отрабатывают нормативы. Меня провели в спецчасть к пожарным, которые только вернулись с места ДТП под Корочей.

— Зачем пожарные выезжают на аварии?

— Для проведения аварийно спасательных работ, отключения АКБ и оказания помощи пострадавшим. При помощи ГАСИ (гидравлического аварийно-спасательного инструмента) деблокируем пострадавших из искорёженных транспортных средств, смываем ГСМ. Сегодня мы даже не доехали, наша помощь не понадобилась, — говорит старший инженер, руководитель дежурной смены Евгений Смирнов. — Все случаи, на которые нас вызывают, разные, не бывает одинаковых пожаров. Этим нам и нравится наша работа. Сегодня всё тихо.

Гараже стоят три машины: одна для дежурной смены, остальные — резерв для экстренных случаев. Смирнов проводит мне экскурсию по их части:

— Здесь у нас будет комната психологической разгрузки, поставят массажное кресло, колонны с подсветкой, — показывает рукой на пустую комнату с бежевыми стенами.

— Пожарные часто ходят к штатному психологу?

— Кто чувствует необходимость, обращается. Мне после работы домой хочется.

— Как справляетесь с эмоциональной нагрузкой?

— Помогают семья, друзья и коллектив. Вот у нас класс для учебной подготовки, здесь комната отдыха с кроватями.

— Удаётся поспать на смене?

— Если удаётся то спим, но в специально отведённое время. Но раз на раз не приходится. Зимой — относительно спокойный период. Весной и летом мы постоянно на вызовах. Вот наша кухня. Например, весной из-за пала травы мы постоянно в разъездах, берём бутерброды с собой, перекусываем, а по-другому никак.

— А женщины могли бы работать пожарными?

— Если только на кухне нашей что-нибудь готовить, — смеётся. — А вообще есть женщины пожарные инспекторы, диспетчеры. Тушить пожары — мужская работа. Вы держали когда-нибудь рукав? Если ещё в нём будет напор воды. Если женщина будет с нами работать, то она станет прям как мы, своим в доску, понимаете? У нас одна комната на всех, одна раздевалка. Эмоционально устойчивым надо быть. Под Белгородом произошла страшная авария с маршруткой, в результате которой было 11 погибших. Когда мы вырезали дверь, было страшное зрелище. Мы доставали тела погибших, несли их на руках. По моему мнению, такая работа совсем не для женщин.

Фото Юлии Тимофеенко

#пожарные #МЧС #работа #Белгород
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
Этот сайт использует «cookies». Также сайт использует интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. "Политика конфиденциальности"