история
17:51, 22 июля 2023 г.

Археолог Андрей Божко – об основании Белгорода, засечной черте и советском кладе

история
Фото: Антон Вергун

Фото: Антон Вергун

Наверное, многие жители Белгорода видели огороженную часть вдоль Свято-Троицкого бульвара, на котором сейчас идут раскопки. Власти говорят, что на этом месте будет построен «Белый квартал». А проведение археологических изысканий – это обязательная процедура перед возведением новых зданий.

На месте раскопок побывал журналист Антон Вергун. Его фотографиями мы иллюстрируем беседу корреспондента Go31 с белгородским археологом Андреем Божко.

Жизнь и смерть

Божко занимается раскопками почти 20 лет. Первый раз попал на них в студенческие годы. Романтика, жизнь в палатках, каждая находка воспринималась как реликвия – так видится сейчас Андрею Александровичу его первый опыт в археологической экспедиции, которая раскапывала Дмитриевский могильник времён Хазарского каганата.

Чем интересны такие могильники, так это тем, что вместе с умершим клали целые вещи, которые могли понадобиться умершему на том свете. Они не были сломаны и отчасти неплохо сохранились под землёй. По ритуалам захоронения можно судить о традициях народа, который заселял эти земли. Сам по себе погребальный обряд консервативен. Например, как русские приняли православие, так нас и хоронят по этому обычаю, и за тысячу лет почти ничего не изменилось. Как клали головой на запад, так и кладут, потому что восток считается символом вечной жизни, а запад – концом земного пути. Как надевали нательный крест, так и надевают. Понятно, что сам крест менялся в формах, орнаментах, материале изготовления. Тем не менее, в основном обряд сохранился практически в неизменном виде. Поэтому, раскапывая погребения древнего человека, язычников в данном случае, мы можем понять, какие предметы были в обиходе у этого народа. Например, если копали могильную яму мотыжками, то их же мы и обнаруживали в могиле,

– говорит Андрей Александрович.

AVER4721.jpg

Ножи, браслеты, посуда

Кстати, информация для любителей необычного: нетленные мощи Андрей Александрович никогда не находил. Только кости. Даже в гробнице епископа Никодима (а это уже начало XX века), нашлись только бренные останки человека.

Что касается самых интересных раскопок, то Андрей Александрович вспоминает те экспедиции, где нашли много важного для науки материала. Например, в Дмитриевке Шебекинского района они раскопали меловых идолов, а у села Ржевка под городом Шебекино нашли метровые амфоры и арабские монеты. Интересно прошли раскопки в Валуйках, на малой родине Божко, в 2014 и 2017 годах. И конечно, с этой точки зрения важен Белгород.

Скифские городища выглядят как совершенно бедная культура. Некоторые городища действительно использовались только во время военных конфликтов, туда загоняли скот и прятались за стенами крепости сами жители, поэтому в таких местах и откапывать особенно нечего. Обычно попадается посуда и очень редко какая-то вещь.

В 2021 году Андрей Божко работал на Крапивенском городище. Это было очень интересно. Там каждый день обнаруживались находки, которыми можно было привлечь волонтёров: фрагменты железных ножей, стеклянные браслеты, посуда.

AVER4768.jpg

 Дойти до материка

Археологи копают до чистой породы – мела, песка или глины, того места, где заканчивается культурной слой. На профессиональном языке это называется копать до материка. Глубина бывает разной – от 20 сантиметров до двух метров, а иногда и больше. Если есть рвы, как в Белгородской крепости, приходится копать на шестиметровую глубину. На разной глубине, необязательно на самой большой, порой чуть ли не на поверхности, можно встретить вещи, относящиеся к III -IV векам. За последние три сотни лет люди столько раз копали здесь землю под разные постройки, что подняли более ранние слои на поверхность. Поэтому сегодня вещи разных эпох можно встретить на одной глубине.

Можешь найти монетку 19 века, а рядом – кусок керамики полуторатысячелетней давности,

– говорит археолог.

Причём здесь князь Владимир?

– А как насчёт тысячелетия самого Белгорода, утихли ли эти разговоры? – не могу пройти мимо излюбленной многими белгородцами темы.

Оказалось, что вовсе нет. Немногие сегодня помнят, как в 1995 году Белгород отпраздновал своё тысячелетие. Об этом факте сейчас напоминает только памятник князю Владимиру, который стоит на Харьковской горе столицы области. Его и устанавливали в ознаменование этой даты. Но нынешними белгородцами он воспринимается не как основатель Белгорода, якобы заложивший город в 993 году, а скорее как исторический персонаж, принёсший много пользы древнерусскому государству.

AVER5111.jpg

Понятно, откуда пошли разговоры о тысячелетии Белгорода. Соседний Курск был упомянут в древних документах. Официальная дата его основания – 1032-й год. Наверное, кому-то было обидно, что Белгороду не так повезло с историей. В Ипатьевской летописи упоминается, что князь Владимир заложил некий град Белъ. За эту версию и ухватились белгородские краеведы и историки. Да только ещё в советское время выяснилось: заложить-то град Белъ князь Владимир действительно заложил, да только не здесь, а под Киевом.

О том, насколько это вызвало широкий резонанс в обществе, говорит хотя бы тот факт, что когда я поступал на истфак в 2003 году, на экзамене был вопрос: как вы считаете, Белгороду 1 000 или 400 лет? Думаю, что в какой-то момент произошло искажение исторических источников, люди интерпретировали их в собственных интересах. И то, что на территории города практически нет материалов XI-XII веков, никого не смущает. Некоторые считают, то Белгород XII века стоял на Крапивенском городище. А когда им говоришь, что там нет ничего из X – начала XI веков, они отвечают: плохо искали,

– рассказывает Андрей Божко.

AVER4827.jpg

Город три раза менял место

С чем никто точно спорить не будет, так это с тем, что расположение центра города менялось три раза. Белгород основали как город-крепость в 1596 году в районе нынешнего авторынка. Крепость, кстати, которая дошла до наших дней, срыли в советское время. В 1612 году Белгород сожгли польско-литовские захватчики. А через год наши предки возвели его заново, но уже в районе нынешнего старого города, где он благополучно просуществовал до 1650 года. А в это время стали строить Белгородскую черту. И город был перенесён на нынешний Свято-Троицкий бульвар.

Кстати, Божко категорически против названия Засечная черта.

У нас были лесные засеки, но они не были основным защитным сооружением в силу малочисленности лесов в нашем крае. Севернее, на Оке, в Тульской области была возможность строить обширные лесные завалы – засеки – и поэтому правомерно ту оборонительную линию называют Засечная черта. Но не стоит думать, что Белгородская черта представляла одну протяжённую линию. Где были болотистые берега, как на реке Короча, никаких укреплений не ставили. Там, где были леса, деревья валили крест-накрест навстречу противнику, чтобы конница не прошла. А где поле, степь, как у нас, там копались рвы, насыпались земляные валы, устанавливались различные деревянные укрепления. Где сейчас находится город -крепость Яблонов, там был вал высотой около четырёх метров, а ещё перед ним был ров глубиной полтора-два метра,

– рассказывает Андрей Александрович.

AVER4898.jpg

Строилась Белгородская черта против набегов крымских татар и, видимо, неплохо справлялась со своей задачей. Были случаи, что её пробивали, как, например, в 1670-е годы на территории современного Новооскольского района. Но – редко.

– После ваших рассказов о захоронениях Хазарского каганата кажется, что всё это было совсем недавно. Только руку протянуть.

– Вы не поверите, но года два-три назад я опрашивал брата моей бабушки. Как оказалось, она говорила, что да, мол, я помню, мне моя прабабушка рассказывала, как татары набегали. Откуда же это можно помнить, если последний раз они были с набегом на валуйской земле в 1713 году, говорю? Ну, вот, живёт же в народной памяти.

По словам Андрея Александровича, вначале Белгород осваивало русское население, это подтверждается и археологией. Самые ранние материалы относятся к XVII веку. Здесь встречается глиняная посуда московской традиции. Она отличается от черкасской, которая была распространена и привнесена в наш край с территории современной левобережной Украины. Московская более толстостенная, верхняя часть сосудов имеет другой профиль.


25 графинных пробок

Что касается кладов, то с этим археологу не везло. Правда, в 2018 году Божко нашёл советский клад, но никакой ценности он не представлял – 25 стеклянных пробок от графина. Все разные. Видимо, кто-то из детей коллекционировал.

На вопрос, в какой эпохе ему интересно проводить раскопки, Андрей Александрович отвечает:

– Бронзовый век для меня скучный. Например, копали два месяца назад могильник – в погребении, как правило, один горшок, в единичном случае – браслет, ну и естественно, кости умершего. Мне более интересно древнерусское время. Оно даёт много интересных находок.

Записала Виктория Передерий

Фото: Антон Вергун

#Белгород #раскопки #археолог #Андрей Божко
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
Этот сайт использует «cookies». Также сайт использует интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. "Политика конфиденциальности"