финансы
13:12, 4 ноября 2019 г.

Владимир Боровик: Повышение зарплат учителям обойдётся бюджету области в 3,8 миллиарда рублей

финансы
Фото:

В Белгороде прошли общественные слушания по проекту бюджета области на 2020 год. Глава департамента финансов и бюджетной политики Владимир Боровик рассказал о его основных особенностях.

Доходы

Напомню, что доходный бюджетный прорыв произошёл у нас в 2018 году. В 2019-м он продолжился. Дай бог, чтобы и дальше был. 

Это касается основного источника доходов бюджета в его нынешнем состоянии – налога на прибыль. У нас была ситуация, когда налог на прибыль был не на первом, не на втором, а на третьем месте в структуре доходов бюджета. Если взять историю 2012-2016 годов – мы прирастали по всем видам платежей (по подоходному налогу, по земле, по имущественным платежам), но по прибыли как бы замерли, потому что основную долю по налогу на прибыль нам дают горнорудные предприятия.  У них была ситуация очень непростая. Но они смогли сохранить коллективы, нарастить объём продукции, долги ликвидировать и вышли на хорошие параметры в том числе по финансовому результату. Что даёт нам возможность сейчас получать от них очень хорошие доходы. Тем не менее, я должен сказать, что мы по налогу на прибыль вышли на показатели 2011 года только в 2018-м.

Из-за разрыва в доходах, который был тогда, при общем росте доходов в 5-6 % в год мы были вынуждены обратиться к долгам. Вот откуда природа долгов нашей области. Они сложились, и мы потихоньку с ними рассчитываемся. Но это процесс не одного года.

Тем не менее, прорыв произошёл. Надо понимать, что есть эффект базы. Те темпы роста, которые у нас произошли – доходы выросли за два года почти на 40 % – не могут быть бесконечными. Теперь мы вошли в стадию высоких, но абсолютных показателей. Темп роста будет 3-5 % в год, не больше. Но если будет больше, я буду только рад. И надеюсь, налоговая инспекция нам в этом поможет.

Так что мы вступаем в умеренно-оптимистичную фазу исполнения бюджета по доходам, ну и, наверное, по расходам тоже.

Расходы

Достаточно бравурный у нас отчёт по расходам получается. Деньги появились, и нам стало всем хорошо. Но я думаю, что здесь мы тоже не должны успокаиваться по одной простой причине: мы стараемся сейчас набрать то, что не добирали за предыдущую пятилетку, в том числе и по развитию бюджетной инфраструктуры.

Имеются в виду не только дороги. У нас капитальные вложения за два года выросли больше чем в три раза. И нужно понимать, почему. Если какой-то объект (школа, клуб, больница) подходит к износу, то каждый год просрочки – это удорожание ремонта минимум на 5 %. 5 % – это срок амортизации плюс инфляция. Поэтому, если мы откладываем на потом и на потом оттого, что нам не хватает – нам это дороже обходится. На следующий год мы идём приблизительно к 40 миллиардам рублей по капитальным вложениям и дорожному строительству.

Но при этом мы говорим, что 63 % – две трети бюджета – это социальные вопросы. И без этого мы не денемся никуда. Ставим это во главу угла независимо от того, будут у нас доходы или не будут. Мы исполняем социальные обязательства, используя все возможности. Главное – чтобы они были реально исполнимы.

Сейчас доходная часть бюджета позволяет нам по отдельным отраслям, прежде всего по образованию, идти по повышению зарплаты даже выше, чем «указные» наши ориентиры. По указам президента в следующем году средняя заработная плата в регионе для расчёта будет 32 069 рублей. От неё мы всё считаем. А у учителей будет средняя зарплата под 39 тысяч рублей, а через год – 45. То есть за год мы поднимаем на 45 %. 25 % в этом году и 20 – в следующем.

И это стоит нам достаточно много. Для бюджета области такое повышение обходится плюс 3,8 миллиарда рублей. Но это оправданно. Тем более, мы приступили к проекту «Доброжелательная школа». Думаю, это будет поддержано населением. Мы строго выдерживаем темпы по остальным отраслям. По здравоохранению, культуре.

Расходы бюджета за два года тоже выросли почти на 40 %. Это ощутимый показатель, но есть маленький нюанс. Деньги большие, и не всегда справляемся с их освоением. Проблема освоения возникает особенно по стройкам и дорогам. Думаю, здесь нам есть над чем поработать.

Необходимо прежде всего перенастроить наш инструментарий по закупкам. Мы стремимся к тому, чтобы в этом году закончить торги на 2020 год. Чтобы в январе уже всё было ясно и понятно, и мы приступали к работе. Есть объекты, заказчики, подрядчики, расторговано – вперёд.

Госдолг

Показатели погашения госдолга высокие, но эйфории у нас нет. Нам говорят: у вас профицит. Но профицит – чисто технический показатель. Это наличие остатков средств, которые не использованы. Налоги, которые приходят 28-29 декабря, и мы их просто не успеваем никуда девать, они идут туда же – в остатки.

Профицит мы впервые получили в прошлом году, и сейчас у нас будет профицит по показателям. Поэтому мы эйфории не испытываем. Было бы очень здорово, если бы у нас не было этого кусочка долгов. И мы были бы с нулевым показателем по долговой политике. Отдавать ничего не надо – мы были бы в прекрасном состоянии. А так наш рейтинг высокий, но не высочайший.

2020-2021 годы – максимальные показатели по отдаче займов и кредитов, которые мы брали ранее. Наступают пики возврата. Поэтому мы идём на перекредитовку, а часть будем гасить за счёт наших собственных доходов, как мы делали в этом году. Будем улучшать структуру госдолга путём уменьшения наших гарантий по областному бюджету.

Районы

К сожалению, у нас по некоторым муниципальным образованиям есть определённые прогибы, уменьшение доходов.

В одних случаях принимаются заведомо завышенные планы по доходам. А под них формируются фактические расходы. То есть доходов нет, а расходы есть. Тогда приходят к нам и говорят: дайте денег. Хотя при формировании бюджета им говорили, что они завысили свои доходы. Мы об этом знаем и будем принимать соответствующие меры – только чтобы не пострадало население.

В других случаях есть реальные, фактические моменты, связанные прежде всего с изменениями структуры экономики. То ли смена собственника происходит – и возникают потери, то ли недосчитали – ожидали одно, а вышло другое. Это касается подоходного налога. Мы на это реагируем и в течение года вносим свои коррективы. Но всё спланировать мы не можем. Тем не менее, мы стараемся максимально обезопасить наши муниципальные образования от таких провалов, потому что понимаем: там наиболее приближенные к населению структуры власти, и мы не должны подвести ни власть, ни население.

Коррективы

Мы материалы проекта бюджета уже представили в Минфин на согласование. У нас такой порядок сейчас. Все изменения в бюджет мы согласуем с Минфином. Даже малейшие, даже технические – обязательно. Поэтому мы направляем два документа: бюджет трёхлетний (2020-2022 годы) и изменения текущего года. У нас в ноябре на сессии областной думы будут рассматриваться ещё изменения этого года.

Как обычно, у некоторых наших представителей департаментов судорожные движения. Понимают, что это последние дни – поэтому всё, что есть, сюда затащить и внести изменения. Мы это также фильтруем. Надеюсь, что 22 ноября на сессии областной думы внесём изменения в бюджет текущего года. И надеюсь, что не будем вносить в декабре.

#белгородская область #бюджет #владимир боровик #общественные слушания
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
Этот сайт использует «cookies». Также сайт использует интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. "Политика конфиденциальности"