«Штырь не умер». Режиссёр Александр Хант — о своём дебюте, российском кино и деньгах Минкульта

До 23 февраля в «Русиче» белгородцам показывают фильмы, отмеченные на международном кинофестивале о правах человека «Сталкер». После показов зрители могли пообщаться с авторами и участниками кинокартин. 

Во второй фестивальный день в Белгород со своим дебютным полным метром «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» приехал режиссёр Александр Хант. На фестивале картина получила приз за лучший игровой фильм.

До начала фильма корреспондент Go31 Юлия Тимофеенко поговорила с Александром Хантом о его дебюте, современном зрителе и кинематографе. 

 «Ещё нет фильма, который бы 100% попал в зрителя»

— В Белгороде твой фильм покажут впервые. Почему артхаусные фильмы в маленьких городах редко показывают? 

— У нас не было на фильм прокатного бюджета. Все деньги (25 млн рублей. — Go31) ушли на производство. С прокатчиками мы не договорились, поэтому прокатывали сами. Сарафанное радио, соцсети — шумели, как могли.

Для такого формата фильма вполне себе нормальная история. У российского кинематографа с прокатом вообще сложно. Прокатчики не любят российское кино.

Трейлер фильма «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов»

— Люди ходят в кинотеатры, чтобы расслабить мозги, кинотеатры находятся в торговых центрах, и зритель просто не готов к таким фильмам. Если бы ваш фильм показывали бы так же часто, как «Крым» или «50 оттенков серого», залы были бы пустыми?

— «Чеснок» — точно не блокбастер и не кино, на которое шли бы толпы зрителей. И история у нас не печальная. Есть море проблем, одна из них — зритель отвык от хорошего кино. Моя работа и в том, чтобы на экран вытащить историю, от которой не будет дистанцироваться зритель, не будет смотреть и думать, «это не про меня, мне это неинтересно, и кино наше говно». Пробить эту стену и рассказать историю, от которой зритель не будет сидеть спокойно в кресле – наша работа. Он на самом деле хочет увидеть такой хороший русский фильм. И тогда зритель потянется. 

— Антон Долин в рецензии на «Витьку-Чеснока» писал, что 2017 год для русского кино выдался «уникальным», хорошие фильмы выходили один за другим: «Время первых», «Салют-7», «Аритмия», «Нелюбовь, «Теснота». Что это за тенденция?

— У нас что ни год, то намечающаяся тенденция. «Шапито-шоу» вышло, и мы тоже думали, что вот интересно как, что-то появилось. Но это не направленное движение, просто совпадение, что в какой-то год вышли картины. В России не появился фильм, который можно причислить к новой волне. Нет ещё такого фильма, который бы на 100% попал в зрителя.

— «Левиафан» в зрителя не попал?

— Все фильмы, в том числе и «Чеснок», делятся на три вида: «коммерческое кино» — оно очень хочет быть американским; «патриотически-историческое» — ты приходишь в кино и понимаешь, что тебе сообщают мысли, которые у тебя у самого должны быть в голове; и другое кино, которое очень хочет быть «европейским фестивальным». Звягинцева (режиссёра «Левиафана». — Go31) ты невольно сравниваешь с тенденциями авторского кино в мире. Cамобытного кинематографа у нас не появилось.

Александр Хант. Фото Юлии Тимофеенко

— Чем русский кинематограф должен отличаться?

— Это самая большая проблема. Денег нет, кино мало снимается, кадры непрофессиональные. У нас такое время переходное, мы только сейчас начали себя как-то формулировать, и на экране это не выражено. Кинематографисты не нашли ключ к этому времени. Как только ты его найдёшь, ты станешь режиссёром №1.

— А ты ищешь такой ключ? 

— Все его ищут. 

— Возможно, непонятное состояние кинематографа связано с тем, что в стране нет перемен, выборов, живём по накатанной?

— Я не берусь судить ситуацию. Лучший путь — начать с себя. Хочется придумать сценарий для светлого будущего, а в него всё равно не верится. Человек живёт где-то в деревне: у него есть дом, забор. Если этот забор завален и крыша провалилась, то это говорит не о государстве, а об этом человеке. У нас же ощущение, что эту крышу тебе должен кто-то починить и забор должен кто-то поставить. 

«К “Чесноку” у меня много претензий»

— Новый фильм «Кастинг», который выйдет в марте, это коммерческий фильм или европейский фестивальный?

— Это наша хулиганская затея. Это спектакль, который 8 лет идёт в Театре.док по пьесе Германа Грекова. Два актёра оттуда играли в «Чесноке». Режиссёр спектакля признался мне, что давно хочет снять по нему фильм, но нет оператора. А я ему: «Я оператор». 

Хулиганская, потому что мы делали это без оглядки на прокатное удостоверение. Там есть и маты, и заигрывание с политическими темами. 

— «Чеснок» тоже хулиганский.

— К «Чесноку» у меня много претензий. Я вижу, как он сшит, что не так, и как это можно было сделать лучше. Для меня большое удивление, что он вдруг нашёл такой отклик. Я сделал его и думал: поскорее бы снять новый фильм, а этот забуду как страшный сон.

— Но о нём же хорошо отзывались кинокритики, тот же Антон Долин…

— У Антона Долина принцип — плохо не говорить. У него такая позиция, и я его понимаю. Когда читаешь Долина, не жди критики. 

Трейлер фильма «Кастинг»

— А что конкретно в «Чесноке» не так?

— Например, все думают, что Андрей Смирнов, который сыграл вора в законе, оставил Витьку из-за милосердия. Откуда у этого героя взялись такие чувства? Мы вкладывали другой смысл. Вор оставил Витьку, потому ему будет хуже с прикованным к инвалидному креслу отцом, чем с мёртвым. У нас была снята фраза, которая дала бы понять, но мы её вырезали.

— Почему Витька не вернулся к своему отцу?

— Наша задача была приблизиться к этому герою вместе со зрителем. Увидеть его сначала как неисправимого гопника, а потом скрыть маску и обнаружить обычного парня, у которого есть такие же чувства, как и у нормального человека. В конце перед ним встал вопрос выбора, кто рядом с ним, кто он вообще такой? Для меня это главное. Вернётся ли Витька к отцу, к жене или любовнице — это уже другая история.

— Серебряков в интервью Юрию Дудю сказал, что фильм закончился смертью его героя, а ты говоришь, что финал открытый.

— Он сыграл смерть, но мы этот кусок вырезали.

— В «Чесноке» открытый финал, как и в «Трёх билбордах», который номинируется на «Оскар». Что можешь о нём сказать?

— Не успел посмотреть. В последнее время я фильмы не смотрю, к сожалению. Времени нет. Но это часть моей профессии, надо. 

«Я не хотел бы брать деньги у государства»

—  После дела Кирилла Серебенникова появилось мнение, что брать деньги у государства — себе дороже. Твой фильм снят на деньги Минкульта. Это как-то обременяло?

— Деньги Минкульта и Фонда кино — это не деньги из кармана чиновников, они не являются твоими заказчиками. Эти деньги нужны государству для поддержки кинематографа. В этом есть здравый смысл, если это касается авторского некоммерческого кино. 

Господдержка у нас странно работает: она изобрела схему Фонда кино, которое работает на коммерческий кинематограф, который сам себя не окупает — и получается, что государство занимается коммерческим кино. 

Я не сильно знаком с делом Серебренникова. Я тоже не очень хочу брать деньги у государства, сама структура мне не симпатична. Вообще считаю, что будущее за независимым кино. Если взять деньги Минкульта и снять не «Чеснока», а какую-то остросоциальную критикующую власть историю, это автоматически нарваться на претензию.

Александр Хант. Фото Юлии Тимофеенко

— Приходилось ли согласовывать какие-то спорные моменты?

— В случае с «Чесноком» — нет. История была не такой остросоциальной. Тем не менее, я не раз в комментариях читал: «почему Минкульт дал на этот фильм денег», «хватит снимать кино про рашку-говняшку». Мне казалось, что «Чеснок» не про то.

— В интервью «Сеансу», ты говорил, что хочешь снять независимый фильм о тюрьме.

— Сейчас деньги на такой фильм просто не дадут. Мы живём в такое время, когда страх преобладает над здравым смыслом. В каких-то темах просто усматривают подтекст, которого нет. Мне хочется тюрьму рассмотреть, как место, где проявляется наше общество, только в более жёстком виде. 

— Где возьмёшь на него деньги?

— Фильм только ждёт своего часа. Я сейчас другой лентой занимаюсь.

— Про псковских подростков, которые открыли огонь по полицейским и покончили с собой?

— Мы начали писать сценарий. Когда я смотрел их трансляции в «Перископе», то узнавал себя в этом возрасте. Подростки эти не сумасшедшие. Вполне себе нормальные ребята, которые оказались в ловушке, которую сами и устроили. 

У меня было невероятное сильное ощущение, что если бы я был рядом или другой адекватный человек, который вышел бы с ними на диалог, беды бы не случилось. Они были окружены толпой полицейских, но трагедия произошла. Между взрослыми и этими детьми — невероятная пропасть. Это мне интересно рассмотреть. 

— Сколько песен пришлось переслушать, чтобы собрать такой саунд для «Чеснока»? 

— Много. Я поближе познакомился с историей русского рэпа, но не вижу современный русский рэп как явление. Нет острого попадания во время.

— Так, а как попасть во время?

— Да фиг его знает.

Хант Чеснок артхаус кино
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует
фестивали
Музыканты стали хедлайнерами фестиваля «Ударная волна». В этом году его провели в третий раз. Кроме гостей из Москвы, в рок-н-ролльном празднике участвовали группы из различных районов Белгородской области. География широкая – это Грайворон, Ракитное, Красная Яруга, Шебекино, Томаровка (Яковлевский округ), Губкин. Порадовали зрителей и местные, борисовские музыканты. Стилистически команды выглядели очень пёстро. Звучало всё: от каверов на классические рок-...
соцсети
Губернатор Белгородской области Евгений Савченко завёл аккаунт в «Инстаграме». С 11 июня его подписчиками стали более полусотни человек, в числе которых его пресс-секретарь Дмитрий Ткачёв. Первый аккаунт Савченко в социальных сетях появился в соцсети «ВКонтакте» в июне 2017-го, накануне очередных губернаторских выборов. Контент странички руководителя региона в «Инстаграме» практически полностью совпадает с его публикациями в ВК. О том, что у Савченко появя...
дтп
Всего вчера, 15 июня, в Белгородской области случилось 4 дорожных аварии. В них пострадали 4 человека. В Белгороде в два часа дня на улице Макаренко 30-летний водитель «Калины» сбил 9-летнюю девочку. Она переходила трассу не по зебре, хотя и в непосредственной близости пешеходного перехода. Пешехода с травмами отправили к медикам. Повреждения оказались неопасными, девочку после оказания врачебной помощи отпустили домой. Около трёх часов дня в Белгороде на...
музеи
Информация о планах по ремонту выложена на федеральном портале госзккупок. В качестве заказчика работ выступает управление капитального строительства Белгородской области. Максимальная стоимость работ была определена заказчиком в 23,769 млн рублей. Деньги придут из бюджета музея. На аукцион была подана одна заявка. Тендер автоматически выиграла компания «Агрохолод». Специалисты фирмы установят в музее новые кондиционеры и проведут пуско-наладочные работы....
новости компаний
Накануне Дня медицинского работника сотрудники «Россети Центр Белгородэнерго» Вера Шишова и Наталья Бородкина отмечены благодарностями глав администраций города Белгорода и Старооскольского городского округа. Вера Шишова следит за состоянием здоровья работников «Белгородэнерго» 16 лет. Она проводит лечебно-диагностические мероприятия и профилактические обследования, в том числе с использованием перспективной медицинской аппаратуры. Инспектор по проведению...
дтп
Всего вчера, 14 июня, в Белгородской области случилось 2 дорожных аварии. В них один человек погиб и один был травмирован. В половине одиннадцатого утра в Белгороде на улице Мичурина 41-летний водитель мотоцикла Honda CBR 600F на скорости въехал в бордюр. Мотоцикл опрокинулся и повредил стоявшую «Гранту». Мужчина скончался на месте. В начале второго дня в Белгороде на улице Конева 32-летний водитель «Калины», выезжая на трассу, столкнулся со скутером, кото...
экономика
По словам главы департамента экономразвития Белгородской области, участники Петербургского экономического форума положительно оценили инициативу белгородских властей по продвижению концепции перевода машин на более экологичное топливо – газовое и электрическое. На заседании областного заксобрания Олег Абрамов представил депутатам соответствующие законы. Их направленность – как экологическая, так и экономическая. Подсчитано, что сжигание одной тонны газовог...
экология
Сегодня на площадке возле гипермаркета «Лента» по ул. Победы начал работу аппарат для сбора пластиковых бутылок и алюминиевых банок. Это самый большой подобный уличный аппарат в России. Он вмещает более 5 000 единиц тары общим весом до одной тонны. Сейчас он работает от солнечной батареи, но может сам при необходимости переключиться на питание от обычной электроэнергии. Первые три пандомата в Белгороде начали работать в апреле 2019 года. 30 апреля был запу...
Цены на ЖКУ
Депутаты Белгородского горсовета проголосовали за повышение тарифов на воду до 25 рублей за кубометр с человека (на 42%). Теперь, по расчётам директора «Белводоканала» Сергея Тараканова, платёжка семьи из четырёх человек вырастет примерно на 353 рубля — за холодную и горячую воду. По словам Сергея Тараканова несколько лет рост тарифов сдерживался, и они поднимались не более, чем на 4%. Его предприятие по этой причине терпело убытки. А сети изнашивались. По...
Новости по теме
«Художник — это же не какое-то тщедушное существо с бантом». Правила жизни скульптора Сергея Дементьева
«Хочу показать свой народ с хорошей стороны». Добрый таджик рассказал, зачем снимать на видео добрые дела
«Какие бы ни были сильные люди, потом на колени становятся». Завязавшая с героином белгородка — о наркотиках и зависимости
«Раз ты здесь, ты преступник, человеческий мусор». Рассказ арестанта о нескольких месяцах в СИЗО №3
Глава Разуменского заксобрания Александр Попов: «Нужно лишать статуса депутатов, которые не проводят в жизнь интересы народа»
«20 суток — ерунда». Владимир Чернышёв вышел из-под ареста за участие в акции против повышения пенсионного возраста
«Когда дворняги станут домашними». Организатор выставки «Пойдём домой» — о способах выживания в мире безответственных людей
«Что мой канал читают власти — это процентов 146». Владимир Корнев о телеграм-канале «Белгород №1»
«Тот, кто слабее, тот прав». Музыкант Павел Фахртдинов — о границах, ради которых не стоит умирать
Бережной где-то между Марсом и Юпитером. Именем героя интервью Go31 назвали астероид
Спец проекты