«Штырь не умер». Режиссёр Александр Хант — о своём дебюте, российском кино и деньгах Минкульта

До 23 февраля в «Русиче» белгородцам показывают фильмы, отмеченные на международном кинофестивале о правах человека «Сталкер». После показов зрители могли пообщаться с авторами и участниками кинокартин. 

Во второй фестивальный день в Белгород со своим дебютным полным метром «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» приехал режиссёр Александр Хант. На фестивале картина получила приз за лучший игровой фильм.

До начала фильма корреспондент Go31 Юлия Тимофеенко поговорила с Александром Хантом о его дебюте, современном зрителе и кинематографе. 

 «Ещё нет фильма, который бы 100% попал в зрителя»

— В Белгороде твой фильм покажут впервые. Почему артхаусные фильмы в маленьких городах редко показывают? 

— У нас не было на фильм прокатного бюджета. Все деньги (25 млн рублей. — Go31) ушли на производство. С прокатчиками мы не договорились, поэтому прокатывали сами. Сарафанное радио, соцсети — шумели, как могли.

Для такого формата фильма вполне себе нормальная история. У российского кинематографа с прокатом вообще сложно. Прокатчики не любят российское кино.

Трейлер фильма «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов»

— Люди ходят в кинотеатры, чтобы расслабить мозги, кинотеатры находятся в торговых центрах, и зритель просто не готов к таким фильмам. Если бы ваш фильм показывали бы так же часто, как «Крым» или «50 оттенков серого», залы были бы пустыми?

— «Чеснок» — точно не блокбастер и не кино, на которое шли бы толпы зрителей. И история у нас не печальная. Есть море проблем, одна из них — зритель отвык от хорошего кино. Моя работа и в том, чтобы на экран вытащить историю, от которой не будет дистанцироваться зритель, не будет смотреть и думать, «это не про меня, мне это неинтересно, и кино наше говно». Пробить эту стену и рассказать историю, от которой зритель не будет сидеть спокойно в кресле – наша работа. Он на самом деле хочет увидеть такой хороший русский фильм. И тогда зритель потянется. 

— Антон Долин в рецензии на «Витьку-Чеснока» писал, что 2017 год для русского кино выдался «уникальным», хорошие фильмы выходили один за другим: «Время первых», «Салют-7», «Аритмия», «Нелюбовь, «Теснота». Что это за тенденция?

— У нас что ни год, то намечающаяся тенденция. «Шапито-шоу» вышло, и мы тоже думали, что вот интересно как, что-то появилось. Но это не направленное движение, просто совпадение, что в какой-то год вышли картины. В России не появился фильм, который можно причислить к новой волне. Нет ещё такого фильма, который бы на 100% попал в зрителя.

— «Левиафан» в зрителя не попал?

— Все фильмы, в том числе и «Чеснок», делятся на три вида: «коммерческое кино» — оно очень хочет быть американским; «патриотически-историческое» — ты приходишь в кино и понимаешь, что тебе сообщают мысли, которые у тебя у самого должны быть в голове; и другое кино, которое очень хочет быть «европейским фестивальным». Звягинцева (режиссёра «Левиафана». — Go31) ты невольно сравниваешь с тенденциями авторского кино в мире. Cамобытного кинематографа у нас не появилось.

Александр Хант. Фото Юлии Тимофеенко

— Чем русский кинематограф должен отличаться?

— Это самая большая проблема. Денег нет, кино мало снимается, кадры непрофессиональные. У нас такое время переходное, мы только сейчас начали себя как-то формулировать, и на экране это не выражено. Кинематографисты не нашли ключ к этому времени. Как только ты его найдёшь, ты станешь режиссёром №1.

— А ты ищешь такой ключ? 

— Все его ищут. 

— Возможно, непонятное состояние кинематографа связано с тем, что в стране нет перемен, выборов, живём по накатанной?

— Я не берусь судить ситуацию. Лучший путь — начать с себя. Хочется придумать сценарий для светлого будущего, а в него всё равно не верится. Человек живёт где-то в деревне: у него есть дом, забор. Если этот забор завален и крыша провалилась, то это говорит не о государстве, а об этом человеке. У нас же ощущение, что эту крышу тебе должен кто-то починить и забор должен кто-то поставить. 

«К “Чесноку” у меня много претензий»

— Новый фильм «Кастинг», который выйдет в марте, это коммерческий фильм или европейский фестивальный?

— Это наша хулиганская затея. Это спектакль, который 8 лет идёт в Театре.док по пьесе Германа Грекова. Два актёра оттуда играли в «Чесноке». Режиссёр спектакля признался мне, что давно хочет снять по нему фильм, но нет оператора. А я ему: «Я оператор». 

Хулиганская, потому что мы делали это без оглядки на прокатное удостоверение. Там есть и маты, и заигрывание с политическими темами. 

— «Чеснок» тоже хулиганский.

— К «Чесноку» у меня много претензий. Я вижу, как он сшит, что не так, и как это можно было сделать лучше. Для меня большое удивление, что он вдруг нашёл такой отклик. Я сделал его и думал: поскорее бы снять новый фильм, а этот забуду как страшный сон.

— Но о нём же хорошо отзывались кинокритики, тот же Антон Долин…

— У Антона Долина принцип — плохо не говорить. У него такая позиция, и я его понимаю. Когда читаешь Долина, не жди критики. 

Трейлер фильма «Кастинг»

— А что конкретно в «Чесноке» не так?

— Например, все думают, что Андрей Смирнов, который сыграл вора в законе, оставил Витьку из-за милосердия. Откуда у этого героя взялись такие чувства? Мы вкладывали другой смысл. Вор оставил Витьку, потому ему будет хуже с прикованным к инвалидному креслу отцом, чем с мёртвым. У нас была снята фраза, которая дала бы понять, но мы её вырезали.

— Почему Витька не вернулся к своему отцу?

— Наша задача была приблизиться к этому герою вместе со зрителем. Увидеть его сначала как неисправимого гопника, а потом скрыть маску и обнаружить обычного парня, у которого есть такие же чувства, как и у нормального человека. В конце перед ним встал вопрос выбора, кто рядом с ним, кто он вообще такой? Для меня это главное. Вернётся ли Витька к отцу, к жене или любовнице — это уже другая история.

— Серебряков в интервью Юрию Дудю сказал, что фильм закончился смертью его героя, а ты говоришь, что финал открытый.

— Он сыграл смерть, но мы этот кусок вырезали.

— В «Чесноке» открытый финал, как и в «Трёх билбордах», который номинируется на «Оскар». Что можешь о нём сказать?

— Не успел посмотреть. В последнее время я фильмы не смотрю, к сожалению. Времени нет. Но это часть моей профессии, надо. 

«Я не хотел бы брать деньги у государства»

—  После дела Кирилла Серебенникова появилось мнение, что брать деньги у государства — себе дороже. Твой фильм снят на деньги Минкульта. Это как-то обременяло?

— Деньги Минкульта и Фонда кино — это не деньги из кармана чиновников, они не являются твоими заказчиками. Эти деньги нужны государству для поддержки кинематографа. В этом есть здравый смысл, если это касается авторского некоммерческого кино. 

Господдержка у нас странно работает: она изобрела схему Фонда кино, которое работает на коммерческий кинематограф, который сам себя не окупает — и получается, что государство занимается коммерческим кино. 

Я не сильно знаком с делом Серебренникова. Я тоже не очень хочу брать деньги у государства, сама структура мне не симпатична. Вообще считаю, что будущее за независимым кино. Если взять деньги Минкульта и снять не «Чеснока», а какую-то остросоциальную критикующую власть историю, это автоматически нарваться на претензию.

Александр Хант. Фото Юлии Тимофеенко

— Приходилось ли согласовывать какие-то спорные моменты?

— В случае с «Чесноком» — нет. История была не такой остросоциальной. Тем не менее, я не раз в комментариях читал: «почему Минкульт дал на этот фильм денег», «хватит снимать кино про рашку-говняшку». Мне казалось, что «Чеснок» не про то.

— В интервью «Сеансу», ты говорил, что хочешь снять независимый фильм о тюрьме.

— Сейчас деньги на такой фильм просто не дадут. Мы живём в такое время, когда страх преобладает над здравым смыслом. В каких-то темах просто усматривают подтекст, которого нет. Мне хочется тюрьму рассмотреть, как место, где проявляется наше общество, только в более жёстком виде. 

— Где возьмёшь на него деньги?

— Фильм только ждёт своего часа. Я сейчас другой лентой занимаюсь.

— Про псковских подростков, которые открыли огонь по полицейским и покончили с собой?

— Мы начали писать сценарий. Когда я смотрел их трансляции в «Перископе», то узнавал себя в этом возрасте. Подростки эти не сумасшедшие. Вполне себе нормальные ребята, которые оказались в ловушке, которую сами и устроили. 

У меня было невероятное сильное ощущение, что если бы я был рядом или другой адекватный человек, который вышел бы с ними на диалог, беды бы не случилось. Они были окружены толпой полицейских, но трагедия произошла. Между взрослыми и этими детьми — невероятная пропасть. Это мне интересно рассмотреть. 

— Сколько песен пришлось переслушать, чтобы собрать такой саунд для «Чеснока»? 

— Много. Я поближе познакомился с историей русского рэпа, но не вижу современный русский рэп как явление. Нет острого попадания во время.

— Так, а как попасть во время?

— Да фиг его знает.

Хант Чеснок артхаус кино
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Комментарии

пандемия
Информацию по статистике заболеваемости ковидом обнародовали в правительстве Белгородской области. За последние сутки количество летальных исходов от коронавируса в регионе выросло до 74. Скончался мужчина, ему было 30 лет. Он был жителем областного центра. В регионе за 24 часа выявлено 98 новых больных коронавирусом. Их общее количество – 10 750.
фоторепортаж
Наверное, каждый уже обратил внимание на то, что в Белгородской области, и в частности в Белгороде, появляется множество муралов. Это большие стрит-арты, обычно во всю стену дома, которые украшают город, разнообразят пейзаж и классно влияют на настроение. Всегда приятно полюбоваться чем-то красивым, вместо обычной серой пятиэтажки. Журналист Go31 прокатился по нескольким городам и посёлкам области, чтобы запечатлеть белгородские стрит-арты и узнать побольш...
дтп
На дорогах Белгородской области 22 октября произошло 4 ДТП, в которых один человек погиб и ещё 6 пострадали. Как сообщили в Госавтоинспекции, трагичная авария произошла в Старом Осколе на улице Мира. 32-летний водитель «Рено Меган» выехал на встречку и столкнулся с «Фордом Фиеста» под управлением 45-летнего мужчины. В аварии пострадали водители обоих транспортных средств, а 47-летний пассажир «Рено» от полученных травм скончался. В селе Шелаево Валуйского...
проблема
В общественном транспорте Белгорода вскрылась новая проблема: валидаторы не считывают карты национальной платёжной системы «Мир» от Сбербанка. Об этом сообщили в «Единой транспортной компании». В последнее время увеличилось количество обращений пассажиров, совершающих оплату проезда с помощью банковской карты «Мир». При оплате проезда карта добавляется в стоп-лист даже при положительном балансе, – говорится в сообщении компании-перевозчика. Руководство тра...
должники
В Белгороде судебные приставы арестовали у осуждённого за грабёж в особо крупном размере три иномарки. Как сообщили в Службе судебных приставов, житель Белгорода был осуждён по части 5 статьи 33 и части 3 статьи 161 УК РФ (Грабеж, совершённый в особо крупном размере). По решению суда он должен был возместить материальны ущерб на сумму 1,1 миллиона рублей, но делать этого не спешил и дело передали приставам.  Сотрудники ведомства вынесли постановления о вре...
коронавирус
В Белгородской области за прошедшие сутки к статистике заболевших новой коронавирусной инфекцией добавились 98 человек. Теперь в регионе 10 750 инфицированных с начала пандемии. В России выявлено 17 340 заболевших коронавирусной инфекцией за сутки. У 4 807 человек болезнь протекала бессимптомно. Всего же в стране инфицированы 1 480 646 жителей в 85 регионах. Летальных случаев за всё время: 25 525. В Белгородской области 73.  В главном ковидном госпитале ре...
происшествие
В четверг, 22 октября, в селе Булановка Шебекинского городского округа произошёл пожар в гараже. Как сообщили в региональном управлении МЧС, тревожное сообщение поступило диспетчеру в половине девятого. Первыми к месту происшествия прибыли пожарные-добровольцы, а также представители крестьянско-фермерских хозяйств.  Как оказалось, в охваченном пламенем гараже находились две легковушки: ВАЗ- 2107 и «Лада Ларгус». По предварительной версии, причиной пожара с...
погода
Уже пятница, рабочая неделя подходит к концу. Самое время узнать, что же за погода ждёт нас на выходных, чтобы хорошенько продумать планы на отдых. На самом деле и суббота, и воскресенье будут почти одинаковыми. Стоит быть готовыми к облачности – все выходные небо будет затянуто облаками, и рассасываться они начнут только к вечеру 25 октября. Зато снег и холода до нас пока что не добрались – температура в оба дня будет колебаться от 9 градусов ранним утром...
криминал
В Белгородской области пресекли деятельность преступной группы, занимающейся незаконной организацией и проведением азартных игр. Как сообщили в Следственном комитете, в магазинах и кафе Старого Оскола мужчины установили игровые автоматы под видом платёжных терминалов. Также им была организована сеть подпольных казино в жилых домах. Там играли в разновидности покера. В качестве платы с посетителей брали комиссию с каждого хода. Сумма незаконного дохода сост...