«Штырь не умер». Режиссёр Александр Хант — о своём дебюте, российском кино и деньгах Минкульта

До 23 февраля в «Русиче» белгородцам показывают фильмы, отмеченные на международном кинофестивале о правах человека «Сталкер». После показов зрители могли пообщаться с авторами и участниками кинокартин. 

Во второй фестивальный день в Белгород со своим дебютным полным метром «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» приехал режиссёр Александр Хант. На фестивале картина получила приз за лучший игровой фильм.

До начала фильма корреспондент Go31 Юлия Тимофеенко поговорила с Александром Хантом о его дебюте, современном зрителе и кинематографе. 

 «Ещё нет фильма, который бы 100% попал в зрителя»

— В Белгороде твой фильм покажут впервые. Почему артхаусные фильмы в маленьких городах редко показывают? 

— У нас не было на фильм прокатного бюджета. Все деньги (25 млн рублей. — Go31) ушли на производство. С прокатчиками мы не договорились, поэтому прокатывали сами. Сарафанное радио, соцсети — шумели, как могли.

Для такого формата фильма вполне себе нормальная история. У российского кинематографа с прокатом вообще сложно. Прокатчики не любят российское кино.

Трейлер фильма «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов»

— Люди ходят в кинотеатры, чтобы расслабить мозги, кинотеатры находятся в торговых центрах, и зритель просто не готов к таким фильмам. Если бы ваш фильм показывали бы так же часто, как «Крым» или «50 оттенков серого», залы были бы пустыми?

— «Чеснок» — точно не блокбастер и не кино, на которое шли бы толпы зрителей. И история у нас не печальная. Есть море проблем, одна из них — зритель отвык от хорошего кино. Моя работа и в том, чтобы на экран вытащить историю, от которой не будет дистанцироваться зритель, не будет смотреть и думать, «это не про меня, мне это неинтересно, и кино наше говно». Пробить эту стену и рассказать историю, от которой зритель не будет сидеть спокойно в кресле – наша работа. Он на самом деле хочет увидеть такой хороший русский фильм. И тогда зритель потянется. 

— Антон Долин в рецензии на «Витьку-Чеснока» писал, что 2017 год для русского кино выдался «уникальным», хорошие фильмы выходили один за другим: «Время первых», «Салют-7», «Аритмия», «Нелюбовь, «Теснота». Что это за тенденция?

— У нас что ни год, то намечающаяся тенденция. «Шапито-шоу» вышло, и мы тоже думали, что вот интересно как, что-то появилось. Но это не направленное движение, просто совпадение, что в какой-то год вышли картины. В России не появился фильм, который можно причислить к новой волне. Нет ещё такого фильма, который бы на 100% попал в зрителя.

— «Левиафан» в зрителя не попал?

— Все фильмы, в том числе и «Чеснок», делятся на три вида: «коммерческое кино» — оно очень хочет быть американским; «патриотически-историческое» — ты приходишь в кино и понимаешь, что тебе сообщают мысли, которые у тебя у самого должны быть в голове; и другое кино, которое очень хочет быть «европейским фестивальным». Звягинцева (режиссёра «Левиафана». — Go31) ты невольно сравниваешь с тенденциями авторского кино в мире. Cамобытного кинематографа у нас не появилось.

Александр Хант. Фото Юлии Тимофеенко

— Чем русский кинематограф должен отличаться?

— Это самая большая проблема. Денег нет, кино мало снимается, кадры непрофессиональные. У нас такое время переходное, мы только сейчас начали себя как-то формулировать, и на экране это не выражено. Кинематографисты не нашли ключ к этому времени. Как только ты его найдёшь, ты станешь режиссёром №1.

— А ты ищешь такой ключ? 

— Все его ищут. 

— Возможно, непонятное состояние кинематографа связано с тем, что в стране нет перемен, выборов, живём по накатанной?

— Я не берусь судить ситуацию. Лучший путь — начать с себя. Хочется придумать сценарий для светлого будущего, а в него всё равно не верится. Человек живёт где-то в деревне: у него есть дом, забор. Если этот забор завален и крыша провалилась, то это говорит не о государстве, а об этом человеке. У нас же ощущение, что эту крышу тебе должен кто-то починить и забор должен кто-то поставить. 

«К “Чесноку” у меня много претензий»

— Новый фильм «Кастинг», который выйдет в марте, это коммерческий фильм или европейский фестивальный?

— Это наша хулиганская затея. Это спектакль, который 8 лет идёт в Театре.док по пьесе Германа Грекова. Два актёра оттуда играли в «Чесноке». Режиссёр спектакля признался мне, что давно хочет снять по нему фильм, но нет оператора. А я ему: «Я оператор». 

Хулиганская, потому что мы делали это без оглядки на прокатное удостоверение. Там есть и маты, и заигрывание с политическими темами. 

— «Чеснок» тоже хулиганский.

— К «Чесноку» у меня много претензий. Я вижу, как он сшит, что не так, и как это можно было сделать лучше. Для меня большое удивление, что он вдруг нашёл такой отклик. Я сделал его и думал: поскорее бы снять новый фильм, а этот забуду как страшный сон.

— Но о нём же хорошо отзывались кинокритики, тот же Антон Долин…

— У Антона Долина принцип — плохо не говорить. У него такая позиция, и я его понимаю. Когда читаешь Долина, не жди критики. 

Трейлер фильма «Кастинг»

— А что конкретно в «Чесноке» не так?

— Например, все думают, что Андрей Смирнов, который сыграл вора в законе, оставил Витьку из-за милосердия. Откуда у этого героя взялись такие чувства? Мы вкладывали другой смысл. Вор оставил Витьку, потому ему будет хуже с прикованным к инвалидному креслу отцом, чем с мёртвым. У нас была снята фраза, которая дала бы понять, но мы её вырезали.

— Почему Витька не вернулся к своему отцу?

— Наша задача была приблизиться к этому герою вместе со зрителем. Увидеть его сначала как неисправимого гопника, а потом скрыть маску и обнаружить обычного парня, у которого есть такие же чувства, как и у нормального человека. В конце перед ним встал вопрос выбора, кто рядом с ним, кто он вообще такой? Для меня это главное. Вернётся ли Витька к отцу, к жене или любовнице — это уже другая история.

— Серебряков в интервью Юрию Дудю сказал, что фильм закончился смертью его героя, а ты говоришь, что финал открытый.

— Он сыграл смерть, но мы этот кусок вырезали.

— В «Чесноке» открытый финал, как и в «Трёх билбордах», который номинируется на «Оскар». Что можешь о нём сказать?

— Не успел посмотреть. В последнее время я фильмы не смотрю, к сожалению. Времени нет. Но это часть моей профессии, надо. 

«Я не хотел бы брать деньги у государства»

—  После дела Кирилла Серебенникова появилось мнение, что брать деньги у государства — себе дороже. Твой фильм снят на деньги Минкульта. Это как-то обременяло?

— Деньги Минкульта и Фонда кино — это не деньги из кармана чиновников, они не являются твоими заказчиками. Эти деньги нужны государству для поддержки кинематографа. В этом есть здравый смысл, если это касается авторского некоммерческого кино. 

Господдержка у нас странно работает: она изобрела схему Фонда кино, которое работает на коммерческий кинематограф, который сам себя не окупает — и получается, что государство занимается коммерческим кино. 

Я не сильно знаком с делом Серебренникова. Я тоже не очень хочу брать деньги у государства, сама структура мне не симпатична. Вообще считаю, что будущее за независимым кино. Если взять деньги Минкульта и снять не «Чеснока», а какую-то остросоциальную критикующую власть историю, это автоматически нарваться на претензию.

Александр Хант. Фото Юлии Тимофеенко

— Приходилось ли согласовывать какие-то спорные моменты?

— В случае с «Чесноком» — нет. История была не такой остросоциальной. Тем не менее, я не раз в комментариях читал: «почему Минкульт дал на этот фильм денег», «хватит снимать кино про рашку-говняшку». Мне казалось, что «Чеснок» не про то.

— В интервью «Сеансу», ты говорил, что хочешь снять независимый фильм о тюрьме.

— Сейчас деньги на такой фильм просто не дадут. Мы живём в такое время, когда страх преобладает над здравым смыслом. В каких-то темах просто усматривают подтекст, которого нет. Мне хочется тюрьму рассмотреть, как место, где проявляется наше общество, только в более жёстком виде. 

— Где возьмёшь на него деньги?

— Фильм только ждёт своего часа. Я сейчас другой лентой занимаюсь.

— Про псковских подростков, которые открыли огонь по полицейским и покончили с собой?

— Мы начали писать сценарий. Когда я смотрел их трансляции в «Перископе», то узнавал себя в этом возрасте. Подростки эти не сумасшедшие. Вполне себе нормальные ребята, которые оказались в ловушке, которую сами и устроили. 

У меня было невероятное сильное ощущение, что если бы я был рядом или другой адекватный человек, который вышел бы с ними на диалог, беды бы не случилось. Они были окружены толпой полицейских, но трагедия произошла. Между взрослыми и этими детьми — невероятная пропасть. Это мне интересно рассмотреть. 

— Сколько песен пришлось переслушать, чтобы собрать такой саунд для «Чеснока»? 

— Много. Я поближе познакомился с историей русского рэпа, но не вижу современный русский рэп как явление. Нет острого попадания во время.

— Так, а как попасть во время?

— Да фиг его знает.

Хант Чеснок артхаус кино
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует
фестивали
20 сентября в филармонии стартовал творческий фестиваль современного искусства «Этажи». Для участников и посетителей фестиваля все пять этажей белгородской филармонии стали настоящим Парнасом. Каждый этаж преобразовался в арт-пространство с его яркими представителями, новыми формами и направлениями искусства. В программе «Этажей» – лекции, поэтические чтения, театральные постановки, показы фильмов молодых режиссёров, концерты, мастер-классы, перформансы. Н...
город
Пуск тепла запланирован на 23 сентября. Дата прописана в распоряжении первого вице-мэра Белгорода Василия Голикова. Документ датирован 20 сентября. Распоряжение касается объектов социальной сферы – здравоохранения и образования. Напомним, что в последние дни в Белгородской области установилась достаточно прохладная погода. На этих выходных синоптики прогнозируют в регионе первые заморозки.
театр
С 20 по 25 сентября на сцене драматического театра им. М. С. Щепкина идут гастроли Государственного национального театра Республики Карелия из Петрозаводска. Гости привезли три спектакля, каждый из них будет показан белгородским зрителям дважды. Все спектакли, кроме пластического «Экзамен-Dance» будут идти на русском языке. Открывает гастроли постановка пьесы Уильяма Шекспира «Двенадцатая ночь, или что угодно» режиссёра-постановщика Андрея Дежонова. «Гастр...
криминал
В полицию обратились медики. Они рассказали, что к ним доставили 35-летнего жителя посёлка Майского с травмой головы. Характер повреждений свидетельствовал об их вероятном криминальном характере. Полицейские достаточно быстро вышли на подозреваемого – 34-летнего дальнего родственника госпитализированного. Оказалось, что завязка истории произошла днём раньше, когда оба мужчины отдыхали в кафе. После возвращения домой подозреваемый понял, что лишился мобильн...
Афиша
Редакция Go31 и проект «Культурный регион» подготовили обзор интересных событий, которые можно посетить в ближайшие выходные. Попасть на самый модный фестиваль искусств в Белгороде 6+ Белгородская филармония вновь станет площадкой фестиваля «Этажи». Каждый этаж филармонии станет самостоятельным арт-пространством определённого вида искусства – музыки, литературы, кинематографа, хореографии и театра. Фестиваль начнётся в пятницу. Для гостей подготовили конце...
погода
В Белгородскую область на выходных придут первые ночные заморозки. По прогнозам синоптиков, 21 сентября, местами ожидается понижение температуры до -2 градусов. В субботу на территории региона будет облачно, пройдут дожди, ночью возможен туман. Ветер подует с северо-запада со скоростью 6-11 метров в секунду. Днём воздух прогреется всего лишь до 15 градусов. Смотрите также наш осенний фоторепортаж: Счёт осени. Белгород желтеет к концу сентября
филателия
«Почта России» выпустила почтовую марку, посвящённую 100-летию со дня рождения легендарного советского и российского конструктора автоматического стрелкового оружия Михаила Калашникова. На почтовой марке изображён портрет оружейного мастера, а на полях почтового блока — чертежи автоматов Калашникова. Марка, номиналом 100 рублей, выпущена 35-тысячным тиражом. В Белгороде её можно приобрести на главпочтамте, Соборная площадь, 3, а также в главных почтовых от...
губкин
Об этом Go31 сообщили в управлении МВД по Белгородской области. История началась с того, что в Губкине на здании Центра культурного развития «Лебединец» вместо российского вывесили флаг Сербии. То есть это, конечно, был флаг РФ, но перевёрнутый вверх тормашками. Пикантности ситуации придаёт тот факт, что казус случился в День государственного флага Российской Федерации. Непорядок заметили, фотографии с перевёрнутым государственным символом выложили в соцсе...
Новости компаний
«Россети Центр Белгородэнерго» реализуют пилотный проект по присвоению энергетическим объектам региона QR-кодов. Таблички, содержащие ссылки на ресурсы с информацией о технических характеристиках, схемах подключения, производственных инструкциях и прочих нормативных документах, размесят  на оборудовании. Уже сгенерировано около 20 QR-кодов. При их сканировании мобильным телефоном со строенной программой, белгородцы смогут перейти на специализированный web-...
Новости по теме
Переводчик Людмила Михайлова: В Китае многое удивляет. Но потом понимаешь, как это логично
Даниил Калатура-Пугачёва: «На меня покушались, унижали и в чём только не обвиняли хейтеры»
«Пусть не выходят, чтобы не было насилия». Экс-начальник белгородского УВД Юрий Хлудеев — о действиях полиции на акциях протеста
Оперный певец на велосипеде. Зачем Хурсанд Шеров едет в Киев
«Художник — это же не какое-то тщедушное существо с бантом». Правила жизни скульптора Сергея Дементьева
«Хочу показать свой народ с хорошей стороны». Добрый таджик рассказал, зачем снимать на видео добрые дела
«Какие бы ни были сильные люди, потом на колени становятся». Завязавшая с героином белгородка — о наркотиках и зависимости
«Раз ты здесь, ты преступник, человеческий мусор». Рассказ арестанта о нескольких месяцах в СИЗО №3
Глава Разуменского заксобрания Александр Попов: «Нужно лишать статуса депутатов, которые не проводят в жизнь интересы народа»
«20 суток — ерунда». Владимир Чернышёв вышел из-под ареста за участие в акции против повышения пенсионного возраста
Спец проекты