«Журавль» в карьере. В чём особенности нового бурового станка Лебединского ГОКа
Птицу с длинной шеей СБШ-250 напоминает не только из-за высокой мачты: несмотря на вес в 90 тонн, он быстро передвигается и разворачивается. Не так грациозно, как танцующий журавль, но для габаритной техники на гусеничном ходу — шустро.

Бодрый и умелый
Бодрые «па» агрегат выписывает благодаря нажатию всего пары кнопок. Используя внешний пульт и планшет системы позиционирования, машинист перемещает многотонную машину в нужное место и выравнивает буровую штангу с долотом точно по центру будущей скважины.
Приобретение буровзрывного управления компактнее предшественников. Его планируют использовать на сложных участках.
«Новый станок станет одним из главных помощников в разработке северного борта карьера: площадки здесь узкие, более габаритные единицы техники просто не пройдут. Улучшенная мачта с возможностью наклона до 30 градусов позволяет бурить как прямые, так и наклонные скважины до 40 метров. Пока такая глубина нам не требуется. Но в перспективе, если будут менять принцип разработки карьера, эта функция пригодится»,
— пояснил начальник бурового участка Александр Золотых.
Специалисты буровзрывного управления на новых агрегатах СБШ-250 легко могут производить 4-5 километров скважин в месяц. Ранее порог выработки не превышал 4 километра.
16 буровых станков различного типа и производительности включает парк техники буровзрывного управления.
Не кабина — комната!
Позиционирование на скважину машинисты проводят снаружи, а процессом бурения руководят уже изнутри установки. За смену производят примерно пять-семь 17-метровых скважин в зависимости от крепости пород. В мягких породах на бурение одной скважины уходит 20-30 минут, а вот в твёрдых — три-четыре часа.
Бригадир машинистов Артур Сердюцкий при первом знакомстве с модернизированным СБШ-250 сразу оценил комфорт. По сути, на период смены в его распоряжении – маленькая комната с грамотным расположением рабочего места, кондиционером, отоплением и дополнительным утеплением, холодильником, микроволновкой, ящиками для вещей.
«Главный козырь — антивибрационное кресло на пневмоподушке. Что особенно порадовало — основные элементы управления перенесли на кресло, по обе стороны от подлокотников. Это гораздо удобнее, чем постоянно тянуться вперёд или вбок к приборной панели, как раньше. Для спины большое облегчение»,
— поделился впечатлениями Сердюцкий.
Также бригада отметила улучшенные видеонаблюдение и освещение.

Всего парк техники буровзрывного управления включает 16 буровых станков различного типа и производительности.
«Каждый новый агрегат — это повышение производительности. Но не меньше внимания мы уделяем поддержанию имеющейся техники: проводим плановые ремонты и техобслуживание»,
— отметил начальник буровзрывного управления Лебединского ГОКа Андрей Монаков.
Евгения Шехирева
Фото: Александр Белашов