телеком
10:42, 14 ноября 2025 г.

Инесса Галактионова: Наш главный конкурент — это будущее

телеком
В конце 2025 года российский телеком-рынок оказался в уникальной ситуации. С одной стороны, на него давят макроэкономика и геополитика, с другой — перед отраслью стоят задачи, решение которых необходимо для перехода индустрии к новому витку развития. Генеральный директор МТС Инесса Галактионова рассказала изданию «Коммерсантъ», почему рынок стал сильнее за последние несколько лет, какие новые точки роста он найдёт и почему индустрии предстоит совершить прорыв, чтобы стать опорой новой экономики данных.

2025-11-12_14-48-11_KAA_0983.jpg

У точки перелома

Российский телеком-рынок находится в непростой ситуации, которую можно назвать «точкой перелома». На индустрию влияют тенденции, общие для глобального рынка: в первую очередь коммодитизация услуг связи — абоненту в любой точке мира сегодня нужно от оператора намного больше, чем минуты, гигабайты и подписки на экосистемные сервисы. Нужна новая ценность, создание которой требует времени. А пока игрокам остаётся бороться за абонента привычными методами. Это приводит к более жесткой конкуренции в цене и, как следствие, падению прибыльности.

Глобально ситуация осложняется ещё одним фактором. Аналитики PwC, проанализировавшие 50 телеком-рынков по всему миру, констатировали: дорогостоящий переход на технологию 5G на многих рынках ещё сильнее бьёт по марже компаний. PwC прогнозирует, что усреднённый совокупный годовой темп роста (CAGR) телеком-бизнеса во всем мире до 2028 года составит всего 2,9% — ниже уровня инфляции где бы то ни было.

В России же, по данным TMT Consulting за 2024 год, телеком-рынок вырос на 7,8%, за тот же период средний чек абонента вырос всего на 3,9%. Инфляция, по данным Росстата составила 9,52%. К тому же сам телеком-рынок перенасыщен: на одного абонента уже приходится две сим-карты, а с 2024 по 2028 год темпы прироста базы, по прогнозам аналитиков, будут колебаться на уровне 1,2–1,6%. Эти факторы уже обострили конкуренцию и обострят её ещё сильнее. 

В России есть и уникальные рыночные факторы. Непростая макроэкономическая и геополитическая ситуация вносит свои коррективы. Высокая стоимость заёмных средств, санкционные ограничения, осложняющие в том числе трансфер технологий и увеличивающие CAPEX, потребность выстраивать многоуровневую защиту абонента и бизнеса от постоянно растущих кибератак, высококонкурентная ситуация на рынке труда, а также задачи, поставленные государством для обеспечения технологического суверенитета и построения экономики данных,— всё это делало и без того непростую игру ещё сложнее.

«В 2022 году после включения всех уникальных для России факторов мы наблюдали упаднические настроения: рынку и технологиям связи предрекали деградацию. Однако совместные усилия рынка и продуктивный диалог с регуляторами дали свои плоды. Мы не просто выстояли, но и нашли новые точки роста»,

— отметила Инесса Галактионова.

Фундамент для будущего

Сегодня, почти в конце 2025 года, можно сказать: те вызовы, с которыми телеком-рынок столкнулся за последние годы, сделали отрасль крепче. Трудно найти в мире пример, где телекомы в условиях, подобных тем, которые сложились в России, смогли, с одной стороны, не отставать от глобальных трендов в части развития, а с другой — нарастить качество предоставляемых услуг, инвестировать в развитие передовых технологических решений.

Так, за последние несколько лет, в МТС разработали собственный ВКС-сервис, превосходящий по функциональным возможностям Zoom или Skype; запустили собственную B2B-платформу с искусственным интеллектом; внедрили ИИ-агентов в свои продукты и инфраструктуру, от всех эшелонов защиты абонента и его поддержки до конечного продукта. А также произвели и поставили на свои сети отечественные базовые станции связи LTE, создали технологический задел для внедрения 5G на российском оборудовании и даже дерзнули на запуск гибридной спутниковой связи. 

«Сегодня мы без бравады говорим: российский телеком-рынок выстоял, адаптировался к сложным условиям, требованиям регуляторов и стал сильнее. Мы получили уникальный для всего мира опыт — опыт работы и развития под колоссальным давлением. И не воспользоваться этим опытом было бы ошибкой»,

— заметил генеральный директор телеком-компании.

Приобретённые компетенции стали фундаментом для прорыва, который предстоит совершить всей телеком-индустрии в ближайшие годы. Потребуется вывести телекоммуникации на качественно новый уровень, выйти за рамки привычной связи, создать ту самую новую ценность, которая даст отрасли импульс для роста. То, что превратит оператора связи в архитектора цифровой экономики и сделает его опорой экономики данных.

«Наши сети уже стали кровеносной системой, по которой ежесекундно прокачиваются терабайты данных, необходимых для того, чтобы жизнь каждого жителя страны становилась все более цифровой и удобной. Но это лишь начало пути, который предстоит в ближайшие годы пройти отрасли, чтобы перейти на уровень «Телеком 2.0». Пути, на котором наш главный конкурент — это будущее»,

— подчеркнула Инесса Галактионова.

На пороге «Телекома 2.0»

В концепции «Телеком 2.0» телекоммуникации становятся цифровой платформой для граждан, бизнеса и государства. В этой логике именно телекоммуникациям, как той самой кровеносной системе для бесперебойной передачи и обработки данных, отведена главная роль в развитии передовых цифровых сервисов. И это потребует от игроков телекоммуникационного рынка большой работы над собой.

Для граждан «Телеком 2.0» даст новые услуги: персональных ИИ-помощников прямо в тарифах, потоковый перевод речи с любого языка прямо на сети, персональных ассистентов, которые включаются во время вызова, проактивную ИИ-защиту от фрода. Часть подобных решений используется, но ещё большую часть лишь предстоит внедрить.

Однако будущая роль ИИ в телекоме намного больше. Во время работы ИИ, внедренный на сеть оператора, способен мониторить сеть в реальном времени, выявлять аномалии и самостоятельно исправлять их. Это позволит кратно сократить время решения пользовательских проблем и сверхбыстро управлять сетью. Если представить, что в одном из кварталов в городе-миллионнике вдруг вырастает нагрузка на сеть. ИИ-агенты на инфраструктуре оператора понимают, что там идёт экзамен, а студенты используют ВКС-сервисы, и тут же расширяют канал в этом районе.

В будущем всех ждёт ещё большее усиление роли телекома в любом бизнесе. Автономный транспорт, развитие робототехники, продвинутых технологий умного города, новые решения в области безопасной логистики, автономные заводы и фермы — всё это невозможно без телеком-инфраструктуры и технологий. Телеком станет партнёром бизнеса в его цифровой трансформации, а сеть — операционной системой для запуска новых сервисов и решений.

И наконец, государство. Здесь национальные проекты, в первую очередь «Экономика данных», уже формируют спрос на инфраструктуру связи нового поколения. Плоды работы операторов связи уже становятся основой технологического суверенитета страны: на сетях уже работают отечественные базовые станции, в том числе и нашего дочернего предприятия, компании «Иртея», наличие которых делает критическую для безопасности государства телеком-инфраструктуру независимой, безопасной и устойчивой.

«Несмотря на «точку перелома», в которой находится рынок, у нас есть все ресурсы, чтобы достойно преодолеть этот вызов и создать свое будущее. Будущее, которое будет в руках тех, кто его не испугается»,

— отметил руководитель компании «МТС».

Фото: пресс-служба МТС







#телеком #искусственный интеллект #МТС #технологии будущего
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
Этот сайт использует «cookies». Также сайт использует интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. "Политика конфиденциальности"