14:10, 23 июля 2015 г.

Плутон мне друг. Астроном Игорь Виньяминов рассказал нашему сайту о загадках и разгадках новой космической сенсации

Внимание учёных и всех любознательных приковано к полёту космической станции New Horizons, которая передала данные с одного из самых отдалённых и загадочных объектов Солнечной системы — Плутона и его спутника Харона. Плутон потерял свой статус планеты, равноправной гражданки Солнечной системы, в 2006 году, через 8 месяцев после запуска станции. New Horizons была отправлена к планете Плутон, а изучала уже карлика с таким же названием. И это оказалось далеко не единственной сенсацией космической экспедиции.

Воронежский астроном-любитель Игорь Виньяминов поговорил с нашим корреспондентом о загадках планеты-карлика, дальнейшей судьбе станции New Horizons, правдоподобности фильма «Интерстеллар» и о том, что ищут земляне в созвездии Стрельца.

Неожиданный Плутон

— Почему такой бум вызвали переданные станцией фотографии Плутона и его спутника?

— Это огромный научный прорыв. До недавнего времени даже в самый мощный любительский телескоп Плутон можно было увидеть только в виде светящейся точки. Мне повезло однажды наблюдать его во время экспедиции на Северный Кавказ в 2000 году.

Плутон (2)

Игорь Виньяминов снял небо, постепенно укрупняя ту его часть, где находится Плутон, чтобы показать его малые размеры

Мы отправились в горы, чтобы проследить за одной достаточно слабенькой кометой. Она пролетела, через несколько дней распалась. Атмосфера в тот день была достаточно прозрачная. И мы смогли рассмотреть Плутон. Не могу передать, что я почувствовал, увидев эту крошечную искру в небе. Теперь могу говорить, что видел все девять планет Солнечной системы. В крупные телескопы удаётся сфотографировать крошечный диск Плутона без существенных подробностей, и знания о нём были скудны.
Только представьте, какие эмоции испытали учёные, когда станция передала на Землю снимок Плутона, сделанный с высоты 12,5 тысяч километров: максимальное расстояние, на которое она могла сблизиться с поверхностью этой карликовой планеты. Это же просто рукой достать можно. Впервые появилась возможность наблюдать планету в реальности.

— Она оказалась совсем другой?

— Первые переданные результаты были просто ошеломляющими и ввели учёное сообщество в недоумение. Раньше предполагалось, что Плутон — одна из древнейших планет. Его представляли чем-то вроде Луны, холодного, давно застывшего небесного тела, изрезанного кратерами от метеоритных бомбардировок. Этакий обломок далёкого мира на самой периферии Солнечной системы. Однако Плутон оказался живым, там сравнительно недавно происходили геологические процессы. А что совершенно не имеет объяснения, так это отсутствие кратеров в некоторых регионах. При этом имеются ледяные горы, высотой более трёх километров. Их возраст порядка 100 миллионов лет. Это миг в жизни Солнечной системы, которой насчитывается не меньше четырёх с половиной миллиардов лет. Как они образовались, непонятно. И выходит, что Плутон — планета с молодой поверхностью.

Плутон (1)

К Альфа Центравре полететь можно хоть сегодня

— Что мы ещё знаем о Плутоне?

— Он красновато-коричневого цвета, его поверхность состоит из летучих веществ, но благодаря низкой температуре, порядка 220 градусов ниже нуля, газы находятся в твёрдом состоянии. Атмосфера разреженная, но достаточно широкая, доходит до полутора тысяч километров над поверхностью, но её нельзя сравнивать с земной атмосферой. Есть полярные ночи и полярные дни, период вращения составляет шесть дней. Соответственно, есть смена времён года. Но зима на Плутоне мало отличается от лета. Всё, что мы узнали сегодня о Плутоне - только предварительные данные. Автоматическая станция будет передавать информацию о планете-карлике и его спутниках ещё примерно года полтора.

— А с него можно увидеть Землю?

— Наша планета тонет в лучах Солнца, она находится очень близко от светила. Мы вот даже Меркурий не всегда видим с Земли, а он больше Плутона. Но если предположить, что атмосфера не мешает и Солнце можно заслонить рукой, то в благоприятные моменты Землю можно увидеть в одном градусе от Солнца невооруженным глазом как слабую звезду.

— Интересно, кто это на Плутоне будет заслонять Солнце рукой? Братья по разуму?

— Почему? Астронавты. Когда-нибудь путешествовать в космосе смогут не автоматические станции, а сами люди. Отправится к ближайшей звезде — Альфа Центавре — можно хоть сейчас. Но смысл? Допустим, лететь туда корабль будет 10 000 лет. А через сто лет может произойти грандиозный технический прорыв, и появится новый способ путешествия к звёздам. Идея перемещения в межзвёздном пространстве на современных ракетах лишена здравого смысла. Расстояния между звёздами невообразимо велики. Даже если лететь со скоростью света, потребуется больше четырёх лет. Учёные пока очень осторожны в своих выводах. Теоретически доказано наличие так называемых «кротовых нор», связывающих пространство-время, есть гипотеза о существовании чёрных дыр... Но никто их не видел.

Плутон (3)

— В фильме «Интерстеллар» исследователи отправляются в сердце одной из таких черных дыр.

— Несмотря на некоторые нестыковки и художественный вымысел (например, планета, на которой за час проходит 7 лет), в остальном фильм поражает научной достоверностью. Например, визуализация черной дыры в нём была сделана на основе физико-математической модели. Режиссёр ленты Кристофер Нолан сотрудничал с известным физиком-теоретиком Кипом Торном. Будущее покажет, насколько его гипотеза правдоподобна.

Привет братьям по разуму

— Куда New Horizons отправится, изучив Плутон?

— У неё останется немного топлива, и она полетит дальше по намеченной траектории к одному или нескольким объектам пояса Койпера, учёные пока решают, к каким точно. В нашей солнечной системе за орбитой Марса есть пояс астероидов, а самым крупным из них является карликовая планета Церера. А сразу за орбитой Нептуна находится так называемый пояс Койпера, он отличается от пояса астероидов только своими размерами, примерно в 20 раз шире и массивнее последнего. Как подтвердила New Horizons, крупнейший там объект — Плутон. Но есть в поясе и другие объекты. Вот к одному из них, или сразу к нескольким, и направится станция.

— А потом, выйдя за пределы Солнечной системы?

— В межзвёздное пространство, предположительно в сторону созвездия Стрельца. Корректировать направление движения станции можно. Но как в спортивной игре кёрлинг - представляете все эти щётки, которые двигаются перед шаром? В очень небольших пределах. Поэтому она отправится именно в это звёздное скопление. Но выйти за пределы Солнечной системы не так просто. Я задаю встречный вопрос: когда люди определят её границы? Там что, стоит пограничный столбик и надпись «открытый космос»? Вояджер, который был отправлен к Юпитеру в 1977 году, всё еще передаёт данные, он прислал фотографию, на которой ученые узнали Землю, увидели Солнечную систему со стороны. О нём то и дело говорят, что он уже вылетел за границу... Да только аппарат всё ещё понемногу замедляется Солнцем, оно на него влияет больше, чем звёзды. А вот солнечный ветер — да, он уже совсем ослаб. Но если Вояджер встретится с камнем, этот камень будет частью нашей Солнечной системы, так что границы — понятие условное. Тяготение Солнца распространяется гораздо дальше, чем дует солнечный ветер.

Плутон5

— А что ждёт New Horizons в открытом космосе?

— Мы можем говорить только о том, что знаем наверняка. Примерно через 10 лет у неё сядет плутониевая батарейка, она станет «слепой и глухой», не сможет передавать информацию. Её подхватит звёздный ветер и понесёт в направлении созвездия Стрелец. В вакууме аппарат не будет разрушаться и вполне может достигнуть какой-нибудь звезды в далёком будущем, через сотни, а то и миллионы лет. В Стрельце находится центр галактики. Если бы аппарат продолжал передавать сигнал, то мы могли бы почерпнуть много нового об устройстве Вселенной. А так он будет плыть по космическим волнам, как потерявшийся в океане парусник.

— Получается, это такое воззвание к вселенскому разуму?

— Вообщем-то, да. Не случайно на борту станции есть электронный носитель с данными о нашем биологическом виде. И примерно унция праха первооткрывателя Плутона, астронома Клайда Томбо. Он обнаружил планету в 1930 году, прожил 90 лет и завещал после смерти отправить его останки в космическое пространство. Уверен, он бы хотел быть погребённым на Плутоне. Но в результате впервые в истории человечества отправился за пределы Солнечной системы. Завидная участь.

Плутон (4)

— Игорь, и несколько слов о себе. Как становятся астрономами?

— Я занимаюсь астрономией больше 20 лет, меня всегда интересовало звёздное небо. Но был один переломный момент, после которого всё изменилось. В 80-х годах прошлого века шел фильм «Михайло Ломоносов». Там был эпизод с прохождением Венеры по диску Солнца. Хороший такой, красивый эпизод, но в его конце, как гром среди ясного неба, прозвучал прогноз: ближайшее такое явление произойдёт 8 июня 2004 года. В то время будущее было светлым, мы в него шли семимильными шагами, фильмы и книги с научной фантастикой укрепляли веру в завтрашний день. Как же хотелось хоть одним глазком подглядеть в будущее! И тут вот он - привет из далёкого и прекрасного две тысячи четвёртого. Сами слова «две тысячи» для 12-тилетнего школьника звучали как магическое заклинание. И тут я понял, что астрономы - счастливые люди, они знают, что произойдёт в будущем.

— Захотел стать счастливым? Похвальное решение, однако с профессией своё увлечение не связал.

— Сегодняшний астроном, в основном, кабинетный работник, а наблюдатель в лучшем случае сидит за компьютером, в окуляр вот уже 100 лет никто не смотрит. А я не представляю своей жизни без наблюдений за небесными телами. У меня пять телескопов. Первый  - это ещё советский «Мицар», 110 мм диаметром. Второй - 150 мм с автонаведением. Третий - самодельный с диаметром аж 300 мм. Есть ещё солнечный, который показывает протуберанцы. Специалисты, думаю, поймут. В Воронеже я участвую в вечерах тротуарной астрономии. Два раза наблюдал полное солнечное затмение. Около семи раз — частичное.

P.S. Если вам понравилось интервью, можете прочитать предыдущие наши публикации на темы о Космосе.

#Космос #интервью #астрономия