Смыслы Атморави. Почему нужно помнить времена, когда на улице стригли неформалов

Несмотря на то, что Атморави поёт на русском языке, его песни, пропитанные западной поп-культурой, сложны для нашего восприятия, мало понятны русскому уху, как по предложенным смыслам, так и по стилю исполнения. Наш брутальный классичекий поп-рок совсем не такой и не об этом.

Петербургский музыкант Атморави, родившийся и выросший в Минске и получивший имя в Индии, подводит глаза, как египетский фараон, заплетает сбоку косичку, как хиппи, владеет гитарой не как русский бард-рокер, рвущий боем струны, а легко сочетая её звучание с голосом, как это делают британские сонграйтеры.

Его песни - о тех вещах, о которых давно и свободно размышляют мировые музыканты и режиссёры, но в России они по большей части являются запретными даже для искусства, в кино и музыке поднимать их пока не решаются, это проблемы сексизма, гендерного самоопределения, противостояния личности и большинства, человека и государства. В своём разговоре со слушателем, как в своих фильмах режиссёры Альмодовар, Вуди Аллен, Ксавье Долан, Атморави говорит о конфликте между общественными установками и индивидуальностью. Как Том Йорк - о бунте личности внутри социума.

В песне «Фламинго», словно Долан в «И всё же Лоранс», противопоставляет «утверждённой модели», «в которой он и она качают вместе колыбель», потребность отдельного человека искать и пробовать «новые версии и варианты», свой собственный путь, пусть в платье и парике, который сделает его счастливым. О таком же восстании против установок и схем его «Бунт кошек», «Идеология», «Чертополох».

Музыкант признаётся, что любая песня для него - это провокация на реакцию, попытка вызвать на диалог, мотивировать на ответ, на сомнение, размышление и движение дальше за знакомый горизонт.

Незадолго до концерта, который Атморави отыграл в Белгороде, мы поговорили с ним о провокациях и реакциях, цитировании, Тори Эймос, Татьяне Зыкиной и «Елене» Звягинцева.

– Ты часто говоришь о первостепенности, важности реакции, отклика на произведения искусства, культурные продукты. При этом ты поёшь о мало понятных современному российскому слушателю вещах. И логично, что в этом случае массовой реакции достичь сложнее. Но, скажем, ты начинаешь петь «О боже, какой мужчина». Очевидно же, что многим людям нравится. Тогда успех обеспечен?

– Не факт, но и потом важно вызвать не любой отклик. Можно, конечно, выйти на площадь, взять микрофон и всех покрыть - получишь отклик. Можно вызвать агрессивную реакцию. Например Pussy Riot приблизительно знали, какой будет отклик, хотя и не ожидали, что их посадят в тюрьму. Но они понимали, что это вызовет негативную реакцию и заставит людей обратить внимание на их действия. Мне же интересна реакция очищения, движения в тишину, гармонизация, стирание граней, создание новых смыслов. То есть, постмодернистская история. В этом плане современная западная поп-музыка – полнейший постмодернизм.

- Только западная?

- Чего мне не хватает в русской музыке, так это цитирования. У нас люди с трудом цитируют мировую культуру, потому что просто её не знают. Чем круты, скажем, Radiohead или им подобные? Тем, что все они любят всё. Из современных рок-музыкантов нет никого, кто не любил бы Майкла Джексона, они все на нём выросли. В пятилетнем возрасте они танцевали под его песни. Radiohead и Placebo явно любят электронную музыку, танцуют, диджеят, они имеют доступ к этой культуре. А в нашей культуре рок-музыка себя противопоставляет танцевальной, развлекательной музыке. Если танцевать, то в совершенно пьяном виде, разбрасывая всё на своём пути, танцем это назвать сложно.

– Захар Май, исполняя кавера, именно этим и занимается, цитированием? Талантливо исполняет чужие песни?

– Да, и это гораздо проще, потому что ты включаешь уже готовые сегменты. Поп-культура этим и крута. Это как в объектном программировании: большие компании создают готовые куски кода, которые другие программисты могут использовать в своих продуктах. Эти сегменты - как полуфабрикаты. Можно просто вызвать эти функции и не тратить время. Так же и в поп-культуре: какие-то вещи талантливыми людьми уже описаны. Мне вспоминаются U2 с песней I Still Haven't Found What I'm Looking For. Вроде простая вещь, но уложенная в такую мелодическую линию и с таким вокалом, она остаётся у людей в голове и на языке. Мы начинаем это цитировать, как цитируем фильм. Это создание смыслов, отправных точек, которые мы в обыденной жизни можем использовать, с их помощью общаться друг с другом. И поэтому, когда ты поёшь чужую песню, кавер, естественно, людям проще воспринимать знакомый материал, включать ассоциации, с ним связанные. Если ты подаёшь это в другом ключе, ты имеешь шанс предстать в выгодном свете. Хотя в России не принято петь чужие песни далеко от оригинала. Когда Григорий Лепс делает конкурс исполнения песни «Рюмка водки на столе», 90 процентов участников поют под его же фонограмму. Я записывал свою версию песни. Ещё у нас пока есть странная амбиция – сделать то, чего ещё никто не делал, вместо того, чтобы спеть о своих личных переживаниях, которые ты испытываешь прямо сейчас. На Западе музыканты не видят ничего зазорного в том, чтобы использовать вполне обычные рифмы. Просто они знают, для чего это нужно. Поэзия вообще возникла для того, чтобы лучше запоминать длинные истории. И не забыть помогает рифма. Чем проще язык песни, тем лучше: больше людей поймут её и будут потом петь. А если ты хочешь необычно, как Высоцкий или Башлачёв, у тебя не выйдет. Кто может петь длинные песни Башлачёва? Я с большим трудом нашёл песню, которую можно переделать и петь. Вот все эти аспекты блокируют моё дальнейшее движение, потому что я не понимаю, зачем это. Глупо пытаться нагреть озеро с помощью электрического чайника. Бессмысленное занятие, и такие силы тратятся.

IMG_9461

– Тебе не известны случаи, когда люди становятся звёздами, не вкладывая в это большого труда и времени?

– Только в России. На Западе этого не бывает, нету таких людей. Может прийти известность, твои 15 минут славы. Но это ненадолго. К концу 90-х годов для звукозаписывающих лейблов стало очевидно, что молодые музыканты, которых они берут под крыло, могут быть неподконтрольны. Поэтому более логично сотрудничать с теми, кто не будет «кидать коней». Условно говоря – Бритни Спирс. Хотя опыт показывает, что она в итоге «накидала коней», будь здоров. Было много неприятностей для лейбла. Но были, скажем boys-bands вроде N-Sync, Backstreet boys. Они же суперпрофессионалы. Можно что угодно говорить, но если ты приходишь на их концерт, понимаешь, что у них всё идеально: мелодии, звук, пение. Ты просто выйдешь весь в слезах. То есть, на Западе, если ты не готов работать, никто никогда не попытается сделать из тебя звезду. Таких примеров просто нет. А здесь, в России, никто из артистов не начинал с нуля, из грязи. Сразу по телевизору. Те же самые старые рокеры выступали в ленинградском рок-клубе, в подвалах, а потом хлоп – и уже Олимпийский. Школы нету. Поэтому когда я впервые увидел Земфиру, я понял, что человек просто не знает, что делать на сцене. Потому что она вспыхнула – и сразу на большие залы.

– Но есть же как минимум одно исключение – Noize MC. Он же сам вылез, из Интернета, несколько лет шёл по этому пути.

– Да, и у него неоспоримый талант, конечно. Но это тоже субкультура. Популярна в молодёжной среде. В моём, песенном жанре, я пока таких примеров не вижу. Что очень странно. Есть ведь такие авторы как Митяев, Розенбаум. Соло-исполнители. И не только они. Рынок явно есть. И он не может быть насыщен только двумя-тремя артистами такого плана. А новых не появляется.

– После альбома «Проза», который вышел в 2013 году, ты новых песен ещё не писал?

– У меня есть несколько песен, которые я хотел бы включить в новый альбом, если он когда-нибудь выйдет.

– Грустное уточнение. Что приятного, вдохновляющего с тобой в последнее время случалось?

– Из ярких впечатлений – в Питере был концерт Тори Эймос. Было классно.

– Ты с ней пообщался?

– Да. «Мельница» отменила её концерт в Киеве, спросил её, почему. Она ответила, что это промоутер отменил, сама же она хотела поехать и сыграть. То есть это не потому, что ей стало страшно. Потом ещё был отличный концерт Татьяны Зыкиной в Москве. Я считаю, что это вообще сейчас чуть ли не лучший артист в России. Она выступала дуэтом с мужем Оскаром. Он классный пианист. Это было в музее Дарвина, концерт для детей. Уютный круглый зал. У Зыкиной прекрасный голос, настоящие тексты. Она поёт о себе, своих личных переживаниях. У неё очень хороший музыкальный вкус. Редкий случай. Это чуть ли не единственный российский артист, который меня до слёз доводит.

– Если вернуться к провокациям и реакциям, поделись своим отношением к самой большой и трагической за последнее время, речь идёт об атаке террористов на французский журнал Charlie hebdo. Есть ли черта, за которую не стоит переходить?

– Ну, эти карикатуры - конечно, провокация со стороны журналистов. Но а как можно не провоцировать? В конце концов, если тебе не нравятся карикатуры – не читай. Если ты думаешь, что с твоим пророком что-то станет из-за карикатуры, значит, у тебя очень низкое мнение о пророке. Это полный маразм.

- Может быть, журналистам всё-таки не нужно было провоцировать? Ради чего погибать?

- Так же можно сказать про Галилео Галилея, Жанну Д`Арк. Зачем было погибать? Сидели бы ровно и молчали в тряпочку. А потом мы будем в хиджабах ходить, чтобы не оскорблять чувства каких-то людей? Что вообще такое – оскорбление чувств? Что это за фикция? Если все мы будем исходить из этого, то мы все будем укреплять эту идею, что есть чувства, которые можно оскорбить. Я слишком хорошо помню время, когда тебя начинали отлавливать и стричь, если твои волосы чуть длиннее нормы: ты оскорбляешь нашу страну и позоришь наше племя. С этого ведь всё начинается. Атака террористов – это очень яркое событие. Два каких-то больных пришли и перестреляли людей. Они просто бандиты. О каких чувствах тут говорить? А когда в школу проходят с оружием и стреляют? Чувства милиционера Евсюкова тоже кто-то оскорбил. И что нам, учитывать мнение больных? Если у человека настолько обострены чувства, что он готов убивать, он просто душевнобольной.

- Некоторые считают, что нужно разделять существующих религиозных деятелей и символических. Что иронизировать можно только по поводу первых.

- Я думаю так: не нравится журнал – читай свою газету, никто же не заставляет. Тут духовенство должно выступить громко и сказать: неужели вашу веру могут пошатнуть карикатуры? Может, вы недостаточно глубоко верите? И если мы не будем против этого выступать и провоцировать этих людей, то это невежество сначала будет невинным, а потом начнёт надавливать всё сильнее.

- Как ты воспринимаешь протесты против свободы слова, карикатур?

- Как попытку контроля над сознанием своих детей. А вдруг они решат, что это нормально – издеваться над пророком? Они воспринимают детей как собственность, и у них большие планы на этих детей. Потому что дети должны быть носителями им понятных ценностей и обслуживать их в преклонном возрасте. Если же дети получат доступ к карикатурам, эти ценности треснут, и они потеряют власть над своими детьми. Что, в принципе, логично.

- Многие люди во всём мире воспринимает своих детей, как собственность. Так не должно быть?

- Тем самым они ведут себя, как животные, а не как люди, потому что дети - это люди, которые не могут быть ничьей собственностью.

- Вспомни фильм «Елена», мнение Звягинцева однозначно. Такие люди-животные, самки и их детёныши, живущие инстинктами, а не разумом, побеждают и захватывают больше территорий.

- Они победят, если не понимать, с чем мы имеем дело. Почему западная цивилизация сейчас настолько сильна? Потому что она использует поп-культуру, которая несёт в той или иной форме ценности свободы. Просто не все это считывают. Но эта идея дошла, например, до меня. Высокотехнологическое общество работает через смыслы, через поп-культуру. Ну а если эти люди победят, значит, наша функция выполнена, и мы умрём, ничего страшного.

- Ну как так, ничего страшного...

- Да суть не в этом. А в том, чтобы проживать жизнь радостно сейчас, получать удовольствие от того, что ты делаешь. Получать какие-то вызовы и творчески с ними справляться, не теряя связи с собой.

Белгород культура концерты музыка
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Пока никто не рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

профсоюз «Правда»
Четвёртая встреча дискуссионного клуба состоялась накануне Дня православной молодёжи на уже полюбившейся молодёжи арт-площадке «Мануфактура». Гости вечера горячо обсуждали тему будущего. Сегодня многие молодые люди не представляют своей жизни без современных гаджетов: смартфона, компьютера, умных часов и т.д. Их жизнь большей частью проходит в социальных сетях. Современная цивилизация подарила человеку не только технические блага, но и свободу выбора. А св...
город
Как сообщается в паблике во «ВКонтакте» «Белгород – это интересно», реновация главной городской улицы станет частью новой концепции организации движения общественного транспорта в областном центре. Её представляют губернатору Евгению Савченко. Концепция предполагает, что подземные переходы на остановках «Стадион» и «Родина» будут убраны. Вместо них появятся зебры со светофорами. Читайте также: • В городах Белгородской области тротуары расширят за счёт доро...
новости компаний
Объём капвложений по инвестиционной программе «Россети Центр Белгородэнерго» в прошлом году составил 2,9 млрд рублей. Основные средства направлены на повышение надёжности электросетевого комплекса, реконструкцию отслуживших свой срок сетей, строительство инфраструктуры для подключения участков ИЖС, технологические присоединения, а также реализацию проектов цифровой трансформации сетей, сообщает пресс-служба компании. Крупным проектом года стала комплексная...
криминал
Злоумышленники пришли к 88-летней женщине под видом социальных работников и сообщили, что ей полагается медицинская помощь на дому, а также выплата ко Дню Победы в размере 75 тысяч рублей. Мужчины убедили пенсионерку, что для получения льготы ей необходимо заплатить 35 тысяч рублей за обслуживание, которые потом будут возмещены. Доверившись незнакомцам, ветеран труда и вдова участника Великой Отечественной войны, согласилась пойти с ними в банк, чтобы снят...
город
Проблему на заседании Белгородского городского совета 18 февраля озвучил начальник управления МВД по областному центру Александр Коробейников. Депутат горсовета от «Единой России» Владимир Ващенко поинтересовался у руководителя полицейского ведомства, известно ли ему о проблеме с участковыми. Она бьётся на две основных составляющих: во-первых, участковых физически не хватает, во-вторых, не все они элементарно знакомы с людьми на своём участке. К сожалению,...
происшествие
В селе Смородино Грайворонского городского округа 18 февраля двое мужчин провалились под лёд на рыбалке. Одного успели спасти, второй погиб. Как сообщили в региональном управлении МЧС, двое 60-летних мужчин отправились на рыбалку на местный пруд и провалились под лёд. Одного из них, который был ближе к берегу, попытался спасти 70-летний местный житель, но сам провалился под лёд.  Подоспевшие на помощь рыбаки,  вытащили обоих на берег.  Пострадавшего 60-лет...
криминал
Октябрьский районный суд Белгорода отправил под арест 34-летнего местного жителя, который похитил из храма ювелирные украшения. Как сообщили в прокуратуре города, белгородец вынашивал план хищения с 2016 года, а отважился на преступление в феврале 2020-го. Находясь в алкогольном опьянении, мужчина перелез через забор храма Святого Великомученика Георгия Победоносца на улице Мокроусова и с помощью металлического ледокола отжал входную дверь. Проникнув внутр...
спорт
В марте 2019-го спортсмен стал абсолютным чемпионом конкурса Arnold Classic. Тогда он в течение десяти минут 80 раз поднял две 32-килограммовые гири. Дмитрий Волосовцев – трёхкратный чемпион России, двукратный чемпион Европы, двукратный чемпион мира по гревому спорту. Ещё в его активе – победа в конкурсе «Мистер Олимпия» и Arnold Classic в Соединённых Штатах. В прошлом году фотография Дмитрия с Арнольдом Шварценеггером облетела белгородские и российские п...
город
Сегодня, 18 февраля, депутаты Белгородского городского совета определились с кандидатурами награждаемых. О претендентах на получение медалей народным избранникам рассказала руководитель аппарата мэрии Белгорода Анна Махмутова. Она напомнила, что медаль вручается властями за особые заслуги перед Белгородом. Медалью «За заслуги перед городом Белгородом» II степени было предложено наградить директора лицея № 32 Николая Перестенко и председателя белгородской...