эксклюзив
10:00, 29 октября 2014 г.

эксклюзив

Что может интересовать человека сильнее, чем Вселенная? Ничего. Именно поэтому, когда журналисты Go31.ru узнали из своих источников, что в Белгороде будет проездом исследователь Луны и планет из астрономического института, они поспешили встретиться с ним. И расспросить о последних новостях во Вселенной.

Астрофизик Алексей Бережной - кандидат физико-математических наук, работает в государственном астрономическом институте имени Штернберга при МГУ, в отделе исследований Луны и планет. Большую часть времени он проводит в командировках по всему миру, а в Белгороде ненадолго задержался на пути в Воронеж.

Мы встретились в маленьком старом доме, который умудрился спрятаться в глубине частного сектора посреди спального района. И оказались в затерянном мире, в атмосфере из книг советской фантастики, за миллиард лет до конца света. Алексей Бережной и сам похож на учёного из книг Стругацких. Высокий, плечистый, молчаливый человек в очках и свитере, застенчивость которого исчезает только тогда, когда он начинает рассказывать о звёздах.

Алексей Бережной поделился с нами грандиозными открытиями, которые были сделаны в последние годы его коллегами, изучающими Вселенную. О разочарованиях, которые постигли учёное сообщество несколько лет назад и надеждах, которые появились снова.

Не поделиться этой ценной информацией с нашими читателями было бы просто преступно.  Поэтому самые любопытные найдут в этом интервью пищу для размышлений.

«Одни учёные приходят в астрономию через математику. Другие – через впечатления»

- Алексей, скажите, пожалуйста, в течение какого времени вы занимаетесь наукой?

- Вообще-то с глубокого детства. Увидел небо в телескоп и меня как-то сразу потянуло к астрономии.

Астрофизик Алексей Бережной: «На Марсе нет марсиан, как по Герберту Уэллсу. Но там найдено нечто, что может быть жизнью» (фото) - фото 1

Фото Александра Сергиенко

- А где и как это произошло?

- В слободе Волоконовке, когда я ещё был младшим школьником. Там жил один любитель с небольшим телескопом. И он показывал мне звёзды и планеты, захватывающе о них рассказывал. Небо в слободе очень тёмное, там мы наблюдали падающие звёзды в середине августа. В городе такого не увидишь, конечно. С тех пор мне стала интересна астрономия. В неё я пришёл через звёздное небо.

- А разве можно как-то ещё прийти в астрономию, не через звёзды?

-  Многие приходят в астрономию через математику. То есть, учёные владеют определёнными  математическими знаниями и хотят применить всё это к исследованию нашей Вселенной. Там очень сложные вещи (например, теория суперструн). И нужно серьёзное математическое образование, чтобы всё это анализировать и изучать. Но по-другому никак не исследовать самые ранние этапы жизни нашей Вселенной.

- Вы пришли в астрономию романтическим путём, через впечатления, а не математику. А что именно так впечатлило?

- Меня захватил  скорее эстетический момент, я наблюдал, фотографировал... Звёзды очень красивые.

- За все эти годы, пока вы в науке, произошла, конечно,  масса разных открытий. А сейчас случаются какие-то вещи, которые вас радуют, как то самое первое впечатление?

- В 80-е годы подростку было легче увлечься астрономией, чем сейчас, космонавтика тогда была на коне. К космосу было больше внимания, издавалось много научно-популярной литературы. А сейчас меня уже более узкоспециализированные вещи интересуют. Уже, наверное, нет такого восприятия, как у любителя. Чем больше знаешь, тем сложнее тебя удивить. Но интерес, конечно, не иссякает. И мы сейчас наблюдаем значительный прогресс во многих  познаниях, в том числе, и о Луне.

«Почти 20 лет учёный мир переваривал результаты полётов на Луну. И в итоге разочаровался»

- Что значит – скачок? Вы говорите, что на Луну в последний раз летали очень давно, разве с тех пор о ней что-то принципиально новое узнали?

- Тогда, в 60-70-е годы прошлого века, Советским Союзом  и США на Луну было запущено несколько десятков космических аппаратов. СССР пошёл по пути роботов и луноходов. В США упор сделали на исследования Луны с помощью пилотируемой космонавтики по программе «Аполлон». Тогда было получено очень много результатов, и наступило некоторое затишье, потому что учёному миру надо было как-то их переварить. И в течение почти 20 лет, с начала 70-х по начало 90-х, ни одного спутника не было отправлено. И исследовав сведения тех времён, человечество очень сильно разочаровалось…

- А что именно так разочаровало человечество?

- Оказалось, что, вопреки надеждам,  Луна совсем не приспособлена для жизни.  Но потом интерес к Луне начал снова расти. Запустили аппараты американцы, индусы, европейцы, японцы, китайцы. Россия тоже планирует запустить целую серию космических аппаратов.

Астрофизик Алексей Бережной: «На Марсе нет марсиан, как по Герберту Уэллсу. Но там найдено нечто, что может быть жизнью» (фото) - фото 2

- То есть, Луна стала доступнее?

- Да, если раньше космос был «вотчиной» Советского Союза и США, то сейчас в эту гонку вступило множество стран. Евросоюз, Индия, Китай и Япония – новые игроки в исследовании Луны и планет.

- Алексей, неужели  у учёных были какие-то серьёзные надежды на то, что Луна окажется пригодной для жизни?

- Небольшие надежды были, но никто не ожидал, что там всё настолько сурово. Там, если грубо,  минус 200 градусов ночью и плюс 200 градусов днём. Очень большие перепады температуры, нет атмосферы.

«Луна - это уже такой перспективный объект для колонизации»

- Вы сказали о прогрессе в познаниях о Луне. Что же нового узнало о ней разочаровавшееся до этого человечество?

- Сейчас на Луне нашли всё-таки более-менее подходящее место, пригодное - не для жизни, конечно, по человеческим представлениям, - для исследований с точки зрения робототехники. На полюсах Луны обнаружили залежи воды, льда. Они находятся в постоянно затенённых кратерах, так называемых, «ловушках», которые в будущем тоже можно использовать.

- И как их собираются использовать?

- В этих кратерах температура не поднимается выше минус 220 градусов. Поэтому там сохраняется водяной лёд. А водяной лёд, в свою очередь, может стать источником топлива. При этом на полюсах есть не только постоянно затенённые, но и постоянно освещаемые области. В них солнце ходит по кругу на высоте в 1-3 градуса. И там уже не такая температура, как на экваторе, а +50 и даже меньше. А где-то можно выбрать место, где постоянная температура будет в пределах +20. Поэтому представляется возможным отправляться вниз к этим кратерам, брать там летучие вещества и даже жить. То есть Луна - это уже такой перспективный объект для колонизации.

- Ого, даже так. А какие-то приблизительные сроки ставятся для проведения подобных экспериментов?

- Это пока в будущем. Может быть, не раньше, чем через 10 лет человек снова полетит на Луну. Но потом, на следующем этапе, люди уже начнут готовить на этом «лунном» водороде ракеты и лететь на Марс.

- То есть, учёные мечтают поставить на Луне какой-то завод по добыче топлива, ракетную станцию и летать оттуда на Марс и дальше?

- Да, такие возможности рассматриваются. На Луне сила гравитации раз в шесть раз слабее, чем на Земле. Поэтому топлива для запуска корабля на Марс нужно во много раз меньше. Но это всё в будущем, конечно. И кстати, точно так же, как и с Луной, в последние годы было получено много интересных результатов по Марсу.

«Понять, кто такой человек, зачем была создана наша вселенная, откуда взялась жизнь – это один из главных вопросов мироздания»

- Марс, который в 70-е тоже разочаровал человека?

- Разочарование тоже было весьма болезненным, ведь мы до полётов к Марсу считали, что на нём есть жизнь, и там нас ждут марсиане, как по Герберту Уэллсу.

- А что значит - после полётов к Марсу? Разве кто-то из людей  уже успел побывать на Марсе, и мы что-то пропустили?

- Не сами люди летали, туда посадили космические аппараты, которые изучали планету. И проводились специальные эксперименты по поиску жизни.

фото Сергея Ковалёва

Фото Сергея Ковалёва

- И безрезультатные поиски опять убили последнюю надежду…

- К сожалению, на тот момент аппараты ничего подобного жизни на Марсе не нашли. Марс – это песчаная пустыня, и в нашем понимании жизнь там также оказалась невозможной. Но несколько лет назад исследователи нашли в атмосфере Марса метан. И появились основания предполагать, что он имеет биологическое происхождение.

- И что же это означает?

- На Марсе обнаружены три метановых пятна, которые, судя по всему, имеют три локальных источника. И учёные спорят, откуда же он взялся. На Марсе, как и на Земле, есть внутренние источники тепла. То есть, вглубь планеты температура повышается. Предполагается, что на глубине порядка пяти километров на Марсе есть слой жидкой воды, в которой могут существовать бактерии. И часть этих бактерий могут быть метаногенными, то есть, образовывать метан, который и выходит по трещинам.

- Начиная говорить о Луне и о Марсе, вы каждый раз затрагивали проблему поиска жизни там. А это принципиально для учёных, найти в космосе жизнь?

- Понять, кто такой человек, зачем была создана наша вселенная, откуда взялась жизнь – это один из главных вопросов мироздания. И если мы обнаружим там жизнь, то сможем сравнить, найти что-то общее, понять какие-то принципы нашей жизни. Есть гипотезы, согласно которым на разных стадиях эволюции солнечной системы Марс был более приспособленным местом для жизни, чем Земля. И жизнь могла появиться сначала на Марсе, а потом перенестись на Землю вместе с метеоритами.

- А как это могло произойти? Как жизнь могла попасть на Землю с метеоритом?

- При падении большого космического тела  на Марс некоторая часть осколков покинула его поверхность и путешествовала несколько десятков тысяч лет. А потом случайным образом выпала на Землю. Попавшие таким образом на Землю тела известны. На Земле было найдено достаточно много остатков марсианских метеоритов и несколько лунных.

«Сейчас мы больше опасаемся заражения других планет нашей земной жизнью»

- И жизнь может сохраняться на метеорите в течение тысяч лет?

- В замороженном виде может.  Тогда бактерии впадают в глубокую спячку, в анабиоз.

- Получается, что Земля по сути могла просто «заразиться» жизнью от другой планеты?

- Примерно так. Кстати, сейчас мы больше опасаемся заражения других планет нашей земной жизнью. Например, сейчас, перед отправками на Луну, Венеру и Марс, аппараты тщательно стерилизуется. Ведь неизвестно, какие могут быть последствия, если мы принесём туда наши бактерии…

- Там заведутся люди и, как обычно, всё испортят?

- Ну, сами-то люди заведутся там не скоро, ведь это миллиарды лет, долгая эволюция.

- Никто из учёных не может сейчас точно сказать, как на Земле возникла жизнь. А вам самому близка какая-то конкретная гипотеза?

- Я тоже, к сожалению, не могу ответить на этот вопрос. Но я думаю, что если на Марсе будут найдены формы жизни, и если они будут иметь тот же генетический код, что и на Земле, то это будет означать, что жизнь сначала появилась на одной планете, а потом была перенесена на другую. Если же гипотеза не подтвердится, то будем дальше думать и искать.

- А с чего вдруг жизнь стала эволюционировать, тоже непонятно?

- Есть одна теория самоорганизации. Она заключается в том, что наши биологические, химические, физические структуры обладают способностью к самоорганизации. Именно из-за этого и происходит эволюция.

Астрофизик Алексей Бережной: «На Марсе нет марсиан, как по Герберту Уэллсу. Но там найдено нечто, что может быть жизнью» (фото) - фото 4

Фото Татьяны Михайловой

- Под самоорганизацией имеется в виду - усложнение?

- Да, это путь от простого к сложному. Многие учёные считают, что даже если где-то и будет найдена жизнь, на Марсе или другой планете, то это будут с большей степенью вероятности одноклеточные организмы, так как в ходе миллиардов лет земной эволюции одноклеточные существовали большую часть времени. Многоклеточные появились не так уж давно. И надеяться, конечно, на то, что мы найдём братьев по разуму, будем с ними как-то общаться, и это будет продуктивное общение, не стоит. То есть это будет совершенно чуждая нам форма. И контакт будет для нас скорее всего губительным.

- Вы говорите сейчас о жизни, которая возможно будет найдена в пределах солнечной системы или вообще во Вселенной?

- Вообще во вселенной. Но если кто-то к нам сам издалека прилетит, то это будут скорее более развитые существа, чем мы. Ведь получится, что они овладели техникой межзвёздных перелётов. Европейцы приплыли к индейцам, а не наоборот, потому что были более развиты.

- А вообще учёные принципиально допускают такую возможность, что вот раз – и мы встретимся с кем-то?

- Законам физики эта встреча не противоречит, и вероятность такая вполне допускается.

В следующей части интервью учёный расскажет о том, продолжит ли человек эволюционировать, можно ли сесть на комету, найдены ли учёными планеты, подобные Земле, и способен ли человеческий мозг осознать бесконечность Вселенной.

#Белгород #наука #астрофизика #АлексейБережной