Искусствовед Наталья Свиридова: «К «Чёрному квадрату» достаточно прочесть инструкцию»

Наталья Свиридова – яркая личность в культурной среде Белгорода. Здесь она, выпускница факультета теории и истории искусств Санкт-Петербургской Академии художеств имени Репина, стала, наверное, самым молодым и компетентным представителем своей профессии.

Последние несколько лет  Наталья Свиридова занимала должность заместителя директора Белгородского государственного художественного музея. Многие запомнившиеся белгородцам редкие, авангардные выставки появлялись в залах музея по её инициативе. Имена разных одарённых белгородских художников и фотографов горожане смогли узнать только благодаря Наталье Свиридовой.

Но в этой должности она работает последние дни. Известный белгородский искусствовед  Наталья Свиридова уезжает в Санкт-Петербург и прощается с  музейным делом. Говорит, что галереи, живопись, художники так и останутся её стихией, но пришла пора двигаться дальше. И дышать холодным воздухом просторного Питера.

Мы поговорили с Натальей Свиридовой до её отъезда. В этом интервью она поделилась секретами понимания «Чёрного квадрата», как отличить искусство от творений шарлатанов и зачем пять лет ходить на выставки, в которых ничего не ясно.

Во второй части интервью Наталья Свиридова расскажет, кто из современных художников останется в истории наравне с Дали и Рафаэлем, почему творчество гениев прошлого не принимали их современники и возможно ли сейчас новое слово в живописи.

«Я считаю, что культура восприятия начинается с визуального ряда, который даёт семья и школа»

- Наталья, существует мнение ваших коллег-искусствоведов о том, что у жителей Советского Союза, а потом уже и современных россиян, сложилась довольно низкая культура восприятия изобразительного искусства. Вы согласны с этим?

- Я считаю, что в этом много правды, потому что в советское время, начиная со школы, искусство рассматривали с определённых идеологических точек зрения. Мы писали сочинения либо по классическим произведениям, либо по работам художников-передвижников, которые были воспеты режимом государства: Шишкин, Поленов. Но получается, что если брать весь мировой срез искусства, то у нас очень низкий уровень, так как мы воспитывались в ограниченном пространстве.

- А что касается периода, который предшествовал советскому периоду? В XIX веке культура восприятия изобразительного искусства была другой?

- Сравнивать культуру восприятия искусства в XIX и XX столетий, наверное, неправильно. Потому что если взять социальное положение страны в XIX веке и веке XX , то получатся совершенно разные картины. В XIX столетии процент необразованных, неграмотных людей был значительно выше, чем в XX веке. И доступ к культурным ценностям, к информации был несравнимо ниже. Его имели только высшие и средние слои общества. А низшие социальные слои, которых по численности было значительно больше, не имели такой возможности. Даже передвижники, которые ставили своей целью показать искусство простому народу, на ярмарках, всё равно делали это в достаточно крупных городах. А в XX столетии было уже иначе.

- В советские времена искусство стало доступнее людям. В школах в качестве идеального примера приводились художники-передвижники. Но почему это привело к не очень хорошим результатам?

- Я считаю, что культура восприятия начинается с визуального ряда, который даёт семья и школа. А в школьных учебниках не публиковались иллюстрации художников мирового толка. Их можно было увидеть  только в крупных изданиях. В журналах  «Москва», «Огонёк» публиковались репродукции работ авангардных художников, импрессионистов. Печаталось огромное количество художественных альбомов, они прекрасно раскупались, были в дефиците. Лучшие из них, конечно, производились в ГДР. Но по большей части советские люди были отрезаны от современных мировых тенденций в культуре. Последствия чего наблюдаются и сейчас.

«На самом деле «Чёрный квадрат» очень просто воспринимать, если немножко почитать об этом. У людей просто нет такого желания»

-  Как-то Леонид Фёдоров из группы «АукцЫон» рассказывал в своём интервью, что, когда в начале 2000-х у людей появился Интернет, он был уверен, что культура в обществе сильно вырастет. Но прошло десять лет, и ничего особенно не изменилось. Поэтому существует ещё одно мнение, которое не совсем совпадает с тем, о чём мы говорим. Оно заключается в том, что количество людей в процентном соотношении, которые умеют воспринимать или, тем более, создавать нечто достойное, всегда примерно одинаковое.

- Возможно это и так, что количество воспринимающих искусство держится на каком-то одном уровне. Но я такой статистикой никогда не занималась.

- А что насчёт художников? Их становится больше или меньше?

- Я думаю, что сейчас и в процентном соотношении художников больше, чем в прошлые эпохи.  Больше возможностей, экономических, бытовых.  У нас с вами есть электричество, мы быстрее передвигаемся.

- В одной книге об искусстве прочитал, что если взять изображения каких-то классических мастеров, например, эпохи Возрождения, то их люди более легко будут воспринимать, чем работы авторов ХХ века. Вот Рафаэль - это да, посмотри, какая  техника, какой цвет. А этот Пикассо - что это ещё такое? Вот что должно произойти в человеке, чтобы он начал воспринимать не только классическое искусство?

- Я считаю, что это простая широта взглядов. Если человек получит понимание, что такое «Чёрный квадрат» Малевича, почему он появился, он тоже будет его понимать.

- Расскажите, интересно.

- Это такая история, уже много раз рассказанная. Если человек заинтересуется, почему «Чёрный квадрат» находится в Русском музее, у него есть все возможности почитать обо всём этом в интернете. А также о теории супрематизма, который Малевич с Шагалом придумали на пару. Когда «Чёрный квадрат» появился на своей первой выставке, он не находился в ряду других экспонатов. Картина висела в углу, под потолком. То есть она изначально не демонстрировалась как произведение искусства в ряду других работ выставки. Сам Малевич писал в своих дневниках, что в «Чёрном  квадрате» он лаконично, самым кратким образом смог дать определение теории супрематизма. Как философского стилистического течения в изобразительном искусстве. Вот мы все знаем, что у каждого города, области есть герб, который локальными деталями символично рассказывает об этой территории. «Чёрный квадрат» - не что иное.

- То есть, никто не претендовал  на то, что это гениальный рисунок?

- Да, «Чёрный квадрат» может нарисовать каждый. Но в нём - сложная концепция. Одна из идей была в том, чтобы достичь в изобразительном искусстве бесконечного пространства, осмысление которого зародилось у людей в тот период. В то время работал Циолковский, у людей произошла революция сознания, они задумывались о космосе. Нельзя сравнивать «Чёрный квадрат» и «Мону Лизу». У каждого художника стояла своя задача. В данном случае это была целая философия, впитавшая в себя много социальных, научных, духовных тенденций того периода. На самом деле «Чёрный квадрат» очень просто воспринимать, если немножко почитать об этом. У людей просто нет такого желания. Если нам попадается незнакомый нам технический аппарат, мы же читаем инструкцию?

«Чтобы перестать искать себя во всём, что ты видишь, нужно выходить из зоны комфорта»

- Получается, всё-таки широта восприятия может формироваться только благодаря каким-то усилиям? Пианист Денис Мацуев как-то сказал, что научиться слушать классическую музыку – это большой труд. Но когда ты её поймёшь, она будет приносить огромное удовольствие.

- Никто не требует, чтобы «Чёрный квадрат» всем нравился. Важно просто понимать, что это знак своей эпохи. Первое понимание обычного пейзажа к вам приходит сразу. Разница в том, что в «Чёрном квадрате» первое понимание не приходит сразу.

- Но неужели дело только в понимании?

- Не только.  Есть же люди, которые не избалованы обилием информации об изобразительном искусстве, но, тем не менее, когда они смотрят на абстрактное произведение, оно им нравится. А другие категорически отвергают. Опять же, особенности восприятия закладываются в детстве. Один человек получает эмоциональное впечатление от цвета. Ему не обязательно понимать, что там изображено. А другой человек его не получает. Ему нужно увидеть картинку. Даже художники делятся на живописцев и графиков.

- Но художники уж должны уметь получать все впечатления?

- Чем больше общаюсь с художниками, тем больше понимаю, что каждый из них очень узко смотрит на изобразительное искусство. Вчера, например, втроём с двумя художниками выбирали пленэрные работы для музея. И я обратила внимание, что, в каком стиле эти художники работают, такие работы других художников они и выбирали. То есть, каждый ищет в работах себя. Точно так же и любой человек. Всё равно отчасти он ищет себя во всём, что он видит. А это всё закладывается воспитанием, идёт из семьи.

- А  можно ли как-то освободиться от поиска себя в окружающем?

- Можно. Это происходит, например, когда вы попадаете в другую среду. Вот вам, например, нравятся работы эпохи классицизма, строгие формы. Голубые, пастельные тона. А люди, которые вам симпатичны, любят импрессионистов. И для того, чтобы с ними общаться, вы будете стремиться их понять.

- То есть, надо выходить из зоны комфорта?

- Конечно. Вот я, например, закончив уже  художественное училище, учась в институте на искусствоведа, совершенно не могла понять современное концептуальное искусство. Я приходила на выставки и ничего не понимала. Я не просто не понимала, мне чаще всего не нравилось то, что я видела. Но я никогда не писала каких-то критических отзывов, потому что догадывалась, что мне просто не хватает какого-то понимания. Честно, я до сих пор вспоминаю инсталляцию с флакончиками духов, вокруг которой я долго ходила и ничего не постигала. Таких примеров можно привести очень много. В концептуальном искусстве есть объекты, которые сохраняют свою исходную форму, если их перенести на другое место, а есть те, которые не  сохраняют. Для классического искусствоведа, который получает классическое образование, вообще произведение искусства – это ещё и то, что сохраняет свою форму. Всё остальное под вопросом. Но походив в течение лет пяти на такие выставки, я почувствовала, что начала понимать практически всё.

«Шарлатанов во все времена было много. Но история сама всё отфильтровывает»

- Наверное, главное топливо для этого - это желание узнать и понять. А оно, как правило, есть не у многих. Как раз о том одинаковом количестве воспринимающих во все времена.

- Меня до сих пор удивляет, когда я вижу пожилых дам, этих божьих одуванчиков, на выставках концептуального искусства. Понимаете, не факт, что они всё это воспринимают. Но у них сохранилось вот это любопытство, желание всё это посмотреть и узнать, что такое бывает.

- Чем дальше от ХIХ века, тем почему-то сложнее для восприятия становится современное искусство…

- Проблема концептуального искусства в том, что по большей части, и это объективный факт,  оно непонятно, пока ты не прочитаешь аннотацию. И если она пропадёт, а предмет останется, то следующее поколение людей, которые ничего не будут знать об этом авторе, ничего не поймёт. С другой стороны, после прочтения аннотации, тебе всё становится ясно. И кстати, вообще, инсталляции более эмоционально действуют на современного человека,  чем классические произведения. Это их задача – вызвать эмоции. Я думаю, это язык своей эпохи.

- А как отличить произведение концептуального искусства от подделки шарлатанов?

- Я думаю, что никак не отличить. История рассудит, что останется, а что нет. Вы же понимаете, что в концептуальном искусстве очень много случайных вещей, как и в классическом. Шарлатанов было много во все времена. Но история сама всё отфильтровывает.

- Может быть, именно в этом вся штука современного искусства, что оно заставляет тебя включать в контекст искусства совершенно разные вещи. Может, в этом тоже какая-то  его функция?

- Вот почему назвали – концептуальное искусство? Это концепты, идеи. Чаще всего люди пытаются таким образом выразить то самое здесь и сейчас. А потом, когда это перестанет быть актуальным, это уберут. Это скорее диалог с социумом, нежели стремление создать что-то навечно. Многие объекты не несут изобразительных ценностей, они несут в себе как раз идею.

- Туда же включаются и произведения художников-акционистов?

- Да. Поэтому концептуальное искусство никак нельзя сравнивать с классическим, это абсолютно новое явление.

Продолжение следует. В следующей части интервью Наталья Свиридова расскажет, кто из современных художников останется в истории наравне с Рубенсом и Дали, есть ли среди них художники стрит-арта, почему хрестоматийные нынче работы не принимали их современники и многом другом.

культура искусство живопись
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

город
Региональные власти запускают вторую очередь создания велоинфраструктуры Белгорода. В качестве заказчика работ по созданию проекта выступает областное управление дорожного хозяйства и транспорта. Потенциальный подрядчик выполнит проект создания второй очереди велосипедной инфраструктуры Белгорода. Работы должны быть закончены в течение 5 месяцев с момента подписания контракта с властями. Максимальная стоимость контракта заявлена в сумме 4 844 744 рублей. Д...
Почта России
В Ракитянском районе суд приговорил к двум годам исправительных работ 35-летнюю местную жительницу, которая работая почтальоном, похитила 370 тысяч рублей. Как сообщили в облпрокуратуре, женщина работала в должности начальника передвижного отделения почтовой связи. Имея при себе вверенные ей денежные средства, предназначавшиеся для выплаты пенсий, пособий, а также поступавшие от населения платежи за услуги почтовой связи, женщина вносила недостоверные данн...
строительство
Белгородский районный суд взыскал с ООО «Белсервис» более миллиона рублей, штраф и компенсацию за недостроенный вовремя дом. С иском к строительной компании обратился её клиент. Белгородец заключил договор подряда на строительство жилого дома, по условиям которого организация обязалась возвести строение за один миллион рублей. Однако в установленный договором срок, дом не был построен. Суд исковые требования признал обоснованными. За мужчиной признали прав...
ДТП
В Белгороде на улице Студенческой в четверг днём 23-летний водитель «Тойоты» во время ливня не выбрал безопасную скорость движения, не справился с управлением и врезался в дорожное ограждение. Пострадавшего водителя доставили в лечебное учреждение. В Белгородском районе на автодороге «Северный подход к Белгороду» 82-летний водитель «Шевроле», поворачивая, не пропустил «Шкоду» под управлением 28-летнего водителя. В аварии пострадал пожилой водитель иномарки...
суд
Мировой суд Западного округа Белгорода оштрафовал на 30 тысяч рублей и лишил водительских прав бывшего начальника полиции управления МВД Сергея Власенко, которого 11 мая поймали пьяным за рулём. Напомним, на майских праздниках сотрудники Госавтоинспекции остановили автомобиль «Форд Фокус», за рулём которого находился начальник полиции управления МВД Белгорода. При проверке документов полицейские обратили внимание на запах алкоголя, исходивший от водителя,...
дороги
Намерения властей серьёзные: только подготовка проектной документации продлится до зимы 2020 года. Заказчиком работ выступает региональное управление дорожного хозяйства и транспорта. Аукцион на подготовку документации по реконструкции трассы выиграл «Белгородоблпроект». Стоимость услуг организации сложилась в сумме 9 990 000 рублей. Изначально максимальная цена контракта заявлялась в сумме 15 275 302 рублей 40 копеек. Снижение после торгов составило 34,6...
ЖКХ
В 2018-2019 годах по решению областного управления государственного жилищного надзора было снесено более 30 незаконных пристроек в многоквартирных домах Белгорода, Старого Оскола и Губкина. Как сообщили в департаменте ЖКХ, жильцы многоквартирных домов незаконно изменили планировки подъездов – разграничили пространство стенами и перегородками, установили двери, чтобы иметь собственную кладовку или тамбур. Такие постройки лишают работников управляющих компан...
розыск
В Белгородском районе полиция разыскивает Сергея Белозёрского. 23-летний житель посёлка Новосадовый 3 мая ушёл из дома и с тех пор его местонахождение не установлено. В УМВД региона сообщили приметы разыскиваемого: на вид 18-20 лет, худощавого телосложения, рост около 170 сантиметров, волосы русые, глаза серые. Был одет в белую футболку, тёмно-синие рваные джинсы, кроссовки чёрного цвета, куртка с капюшоном чёрного цвета. При себе имел сумку с вещами и док...
протесты
Градоначальник согласился с горожанами, которые протестовали против строительства ТЦ в сквере на улице Урожайной. «По поводу ситуации со стройплощадкой на улице Урожайная в районе автовокзала. На прошлой неделе администрация города выявила факт нарушения земельного законодательства. Сегодня незаконный забор демонтирован. Завершается наведение санитарного порядка. Я абсолютно разделяю негодование местных жителей. Ведь действительно не было никакого разрешен...
Новости по теме
«Художник — это же не какое-то тщедушное существо с бантом». Правила жизни скульптора Сергея Дементьева
«Хочу показать свой народ с хорошей стороны». Добрый таджик рассказал, зачем снимать на видео добрые дела
«Какие бы ни были сильные люди, потом на колени становятся». Завязавшая с героином белгородка — о наркотиках и зависимости
«Раз ты здесь, ты преступник, человеческий мусор». Рассказ арестанта о нескольких месяцах в СИЗО №3
Глава Разуменского заксобрания Александр Попов: «Нужно лишать статуса депутатов, которые не проводят в жизнь интересы народа»
«20 суток — ерунда». Владимир Чернышёв вышел из-под ареста за участие в акции против повышения пенсионного возраста
«Когда дворняги станут домашними». Организатор выставки «Пойдём домой» — о способах выживания в мире безответственных людей
«Что мой канал читают власти — это процентов 146». Владимир Корнев о телеграм-канале «Белгород №1»
«Тот, кто слабее, тот прав». Музыкант Павел Фахртдинов — о границах, ради которых не стоит умирать
«Штырь не умер». Режиссёр Александр Хант — о своём дебюте, российском кино и деньгах Минкульта
Спец проекты