Искусствовед Наталья Свиридова: «К «Чёрному квадрату» достаточно прочесть инструкцию»

Наталья Свиридова – яркая личность в культурной среде Белгорода. Здесь она, выпускница факультета теории и истории искусств Санкт-Петербургской Академии художеств имени Репина, стала, наверное, самым молодым и компетентным представителем своей профессии.

Последние несколько лет  Наталья Свиридова занимала должность заместителя директора Белгородского государственного художественного музея. Многие запомнившиеся белгородцам редкие, авангардные выставки появлялись в залах музея по её инициативе. Имена разных одарённых белгородских художников и фотографов горожане смогли узнать только благодаря Наталье Свиридовой.

Но в этой должности она работает последние дни. Известный белгородский искусствовед  Наталья Свиридова уезжает в Санкт-Петербург и прощается с  музейным делом. Говорит, что галереи, живопись, художники так и останутся её стихией, но пришла пора двигаться дальше. И дышать холодным воздухом просторного Питера.

Мы поговорили с Натальей Свиридовой до её отъезда. В этом интервью она поделилась секретами понимания «Чёрного квадрата», как отличить искусство от творений шарлатанов и зачем пять лет ходить на выставки, в которых ничего не ясно.

Во второй части интервью Наталья Свиридова расскажет, кто из современных художников останется в истории наравне с Дали и Рафаэлем, почему творчество гениев прошлого не принимали их современники и возможно ли сейчас новое слово в живописи.

«Я считаю, что культура восприятия начинается с визуального ряда, который даёт семья и школа»

- Наталья, существует мнение ваших коллег-искусствоведов о том, что у жителей Советского Союза, а потом уже и современных россиян, сложилась довольно низкая культура восприятия изобразительного искусства. Вы согласны с этим?

- Я считаю, что в этом много правды, потому что в советское время, начиная со школы, искусство рассматривали с определённых идеологических точек зрения. Мы писали сочинения либо по классическим произведениям, либо по работам художников-передвижников, которые были воспеты режимом государства: Шишкин, Поленов. Но получается, что если брать весь мировой срез искусства, то у нас очень низкий уровень, так как мы воспитывались в ограниченном пространстве.

- А что касается периода, который предшествовал советскому периоду? В XIX веке культура восприятия изобразительного искусства была другой?

- Сравнивать культуру восприятия искусства в XIX и XX столетий, наверное, неправильно. Потому что если взять социальное положение страны в XIX веке и веке XX , то получатся совершенно разные картины. В XIX столетии процент необразованных, неграмотных людей был значительно выше, чем в XX веке. И доступ к культурным ценностям, к информации был несравнимо ниже. Его имели только высшие и средние слои общества. А низшие социальные слои, которых по численности было значительно больше, не имели такой возможности. Даже передвижники, которые ставили своей целью показать искусство простому народу, на ярмарках, всё равно делали это в достаточно крупных городах. А в XX столетии было уже иначе.

- В советские времена искусство стало доступнее людям. В школах в качестве идеального примера приводились художники-передвижники. Но почему это привело к не очень хорошим результатам?

- Я считаю, что культура восприятия начинается с визуального ряда, который даёт семья и школа. А в школьных учебниках не публиковались иллюстрации художников мирового толка. Их можно было увидеть  только в крупных изданиях. В журналах  «Москва», «Огонёк» публиковались репродукции работ авангардных художников, импрессионистов. Печаталось огромное количество художественных альбомов, они прекрасно раскупались, были в дефиците. Лучшие из них, конечно, производились в ГДР. Но по большей части советские люди были отрезаны от современных мировых тенденций в культуре. Последствия чего наблюдаются и сейчас.

«На самом деле «Чёрный квадрат» очень просто воспринимать, если немножко почитать об этом. У людей просто нет такого желания»

-  Как-то Леонид Фёдоров из группы «АукцЫон» рассказывал в своём интервью, что, когда в начале 2000-х у людей появился Интернет, он был уверен, что культура в обществе сильно вырастет. Но прошло десять лет, и ничего особенно не изменилось. Поэтому существует ещё одно мнение, которое не совсем совпадает с тем, о чём мы говорим. Оно заключается в том, что количество людей в процентном соотношении, которые умеют воспринимать или, тем более, создавать нечто достойное, всегда примерно одинаковое.

- Возможно это и так, что количество воспринимающих искусство держится на каком-то одном уровне. Но я такой статистикой никогда не занималась.

- А что насчёт художников? Их становится больше или меньше?

- Я думаю, что сейчас и в процентном соотношении художников больше, чем в прошлые эпохи.  Больше возможностей, экономических, бытовых.  У нас с вами есть электричество, мы быстрее передвигаемся.

- В одной книге об искусстве прочитал, что если взять изображения каких-то классических мастеров, например, эпохи Возрождения, то их люди более легко будут воспринимать, чем работы авторов ХХ века. Вот Рафаэль - это да, посмотри, какая  техника, какой цвет. А этот Пикассо - что это ещё такое? Вот что должно произойти в человеке, чтобы он начал воспринимать не только классическое искусство?

- Я считаю, что это простая широта взглядов. Если человек получит понимание, что такое «Чёрный квадрат» Малевича, почему он появился, он тоже будет его понимать.

- Расскажите, интересно.

- Это такая история, уже много раз рассказанная. Если человек заинтересуется, почему «Чёрный квадрат» находится в Русском музее, у него есть все возможности почитать обо всём этом в интернете. А также о теории супрематизма, который Малевич с Шагалом придумали на пару. Когда «Чёрный квадрат» появился на своей первой выставке, он не находился в ряду других экспонатов. Картина висела в углу, под потолком. То есть она изначально не демонстрировалась как произведение искусства в ряду других работ выставки. Сам Малевич писал в своих дневниках, что в «Чёрном  квадрате» он лаконично, самым кратким образом смог дать определение теории супрематизма. Как философского стилистического течения в изобразительном искусстве. Вот мы все знаем, что у каждого города, области есть герб, который локальными деталями символично рассказывает об этой территории. «Чёрный квадрат» - не что иное.

- То есть, никто не претендовал  на то, что это гениальный рисунок?

- Да, «Чёрный квадрат» может нарисовать каждый. Но в нём - сложная концепция. Одна из идей была в том, чтобы достичь в изобразительном искусстве бесконечного пространства, осмысление которого зародилось у людей в тот период. В то время работал Циолковский, у людей произошла революция сознания, они задумывались о космосе. Нельзя сравнивать «Чёрный квадрат» и «Мону Лизу». У каждого художника стояла своя задача. В данном случае это была целая философия, впитавшая в себя много социальных, научных, духовных тенденций того периода. На самом деле «Чёрный квадрат» очень просто воспринимать, если немножко почитать об этом. У людей просто нет такого желания. Если нам попадается незнакомый нам технический аппарат, мы же читаем инструкцию?

«Чтобы перестать искать себя во всём, что ты видишь, нужно выходить из зоны комфорта»

- Получается, всё-таки широта восприятия может формироваться только благодаря каким-то усилиям? Пианист Денис Мацуев как-то сказал, что научиться слушать классическую музыку – это большой труд. Но когда ты её поймёшь, она будет приносить огромное удовольствие.

- Никто не требует, чтобы «Чёрный квадрат» всем нравился. Важно просто понимать, что это знак своей эпохи. Первое понимание обычного пейзажа к вам приходит сразу. Разница в том, что в «Чёрном квадрате» первое понимание не приходит сразу.

- Но неужели дело только в понимании?

- Не только.  Есть же люди, которые не избалованы обилием информации об изобразительном искусстве, но, тем не менее, когда они смотрят на абстрактное произведение, оно им нравится. А другие категорически отвергают. Опять же, особенности восприятия закладываются в детстве. Один человек получает эмоциональное впечатление от цвета. Ему не обязательно понимать, что там изображено. А другой человек его не получает. Ему нужно увидеть картинку. Даже художники делятся на живописцев и графиков.

- Но художники уж должны уметь получать все впечатления?

- Чем больше общаюсь с художниками, тем больше понимаю, что каждый из них очень узко смотрит на изобразительное искусство. Вчера, например, втроём с двумя художниками выбирали пленэрные работы для музея. И я обратила внимание, что, в каком стиле эти художники работают, такие работы других художников они и выбирали. То есть, каждый ищет в работах себя. Точно так же и любой человек. Всё равно отчасти он ищет себя во всём, что он видит. А это всё закладывается воспитанием, идёт из семьи.

- А  можно ли как-то освободиться от поиска себя в окружающем?

- Можно. Это происходит, например, когда вы попадаете в другую среду. Вот вам, например, нравятся работы эпохи классицизма, строгие формы. Голубые, пастельные тона. А люди, которые вам симпатичны, любят импрессионистов. И для того, чтобы с ними общаться, вы будете стремиться их понять.

- То есть, надо выходить из зоны комфорта?

- Конечно. Вот я, например, закончив уже  художественное училище, учась в институте на искусствоведа, совершенно не могла понять современное концептуальное искусство. Я приходила на выставки и ничего не понимала. Я не просто не понимала, мне чаще всего не нравилось то, что я видела. Но я никогда не писала каких-то критических отзывов, потому что догадывалась, что мне просто не хватает какого-то понимания. Честно, я до сих пор вспоминаю инсталляцию с флакончиками духов, вокруг которой я долго ходила и ничего не постигала. Таких примеров можно привести очень много. В концептуальном искусстве есть объекты, которые сохраняют свою исходную форму, если их перенести на другое место, а есть те, которые не  сохраняют. Для классического искусствоведа, который получает классическое образование, вообще произведение искусства – это ещё и то, что сохраняет свою форму. Всё остальное под вопросом. Но походив в течение лет пяти на такие выставки, я почувствовала, что начала понимать практически всё.

«Шарлатанов во все времена было много. Но история сама всё отфильтровывает»

- Наверное, главное топливо для этого - это желание узнать и понять. А оно, как правило, есть не у многих. Как раз о том одинаковом количестве воспринимающих во все времена.

- Меня до сих пор удивляет, когда я вижу пожилых дам, этих божьих одуванчиков, на выставках концептуального искусства. Понимаете, не факт, что они всё это воспринимают. Но у них сохранилось вот это любопытство, желание всё это посмотреть и узнать, что такое бывает.

- Чем дальше от ХIХ века, тем почему-то сложнее для восприятия становится современное искусство…

- Проблема концептуального искусства в том, что по большей части, и это объективный факт,  оно непонятно, пока ты не прочитаешь аннотацию. И если она пропадёт, а предмет останется, то следующее поколение людей, которые ничего не будут знать об этом авторе, ничего не поймёт. С другой стороны, после прочтения аннотации, тебе всё становится ясно. И кстати, вообще, инсталляции более эмоционально действуют на современного человека,  чем классические произведения. Это их задача – вызвать эмоции. Я думаю, это язык своей эпохи.

- А как отличить произведение концептуального искусства от подделки шарлатанов?

- Я думаю, что никак не отличить. История рассудит, что останется, а что нет. Вы же понимаете, что в концептуальном искусстве очень много случайных вещей, как и в классическом. Шарлатанов было много во все времена. Но история сама всё отфильтровывает.

- Может быть, именно в этом вся штука современного искусства, что оно заставляет тебя включать в контекст искусства совершенно разные вещи. Может, в этом тоже какая-то  его функция?

- Вот почему назвали – концептуальное искусство? Это концепты, идеи. Чаще всего люди пытаются таким образом выразить то самое здесь и сейчас. А потом, когда это перестанет быть актуальным, это уберут. Это скорее диалог с социумом, нежели стремление создать что-то навечно. Многие объекты не несут изобразительных ценностей, они несут в себе как раз идею.

- Туда же включаются и произведения художников-акционистов?

- Да. Поэтому концептуальное искусство никак нельзя сравнивать с классическим, это абсолютно новое явление.

Продолжение следует. В следующей части интервью Наталья Свиридова расскажет, кто из современных художников останется в истории наравне с Рубенсом и Дали, есть ли среди них художники стрит-арта, почему хрестоматийные нынче работы не принимали их современники и многом другом.

культура искусство живопись
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

спорт
Воронежский футбольный клуб организует для своих болельщиков бесплатный проезд на игру в Белгород. Матч 1/32 финала Кубка России между «Салютом» и «Факелом» состоится 21 августа. Как сообщили Go31 в пресс-службе воронежского «Факела», клуб предоставляет два автобуса общей вместимостью 90 человек, которые в среду отправятся в Белгород на кубковый поединок против местного «Салюта». ФК «Факел» оповестил руководство «Салюта» об организованном выезде болельщико...
новости компаний
Сайт iPhones.ru опубликовал исследование «Какой оператор оказался лучшим в России». И по скорости загрузки, и по скорости отдачи данных победил «МегаФон». Исследование проведено с помощью сервиса Speedtest, виджет которого редакция разместила на сайте. Более 11 тысяч пользователей измерили скорость интернета со своего устройства. Средняя скорость загрузки у абонентов «МегаФона» составила 54 Мбит/с. Это на 13,7 мегабит быстрее, чем второй показатель исследо...
кадры
С должностей уходят заместитель главы администрации города по безопасности Владимир Ермолин и глава департамента городского хозяйства Александр Немыкин. Информацию об этом Go31 подтвердили в мэрии Белгорода. Отметим, что в постановлении администрации Белгорода от 19 августа Владимир Ермолин фигурирует в качестве заместителя главы городской антитеррористической комиссии. Постановление подписано мэром Юрием Галдуном. Свою должность заместитель мэра занял 30...
граница
В Белгородской области сотрудники Пограничного управления поймали нелегально пересекших границу граждан Украины и одной из закавказских республик. Как сообщили в управлении, иностранцев на своём «Опеле» вёз 64-летний белгородец. В автомобиле в качестве пассажиров находились двое граждан, без документов, удостоверяющих личность. Как оказалось, им бессрочно запрещён въезд в Россию, и они намеренно пошли на преступление  в поисках лучшей жизни, перейдя пешком...
боеприпасы
В селе Нижний Ольшанец Белгородского района — на территории строящегося крытого всесезонного аквапарка, нашли миномётную мину. Как сообщили в региональном управлении МЧС, тревожное сообщение поступило в Единую дежурно-диспетчерскую службу 19 августа. Предмет, напоминающий боеприпас, обнаружили при проведении земляных работ. Прибывшие на вызов взрывотехники, изъяли  82-миллиметровую миномётную мину и 105-миллиметровыйартиллерийский снаряд. Опасные находки в...
город
По словам арендатора земли под Центральным парком культуры и отдыха в Белгороде, он готов погасить остаток долга перед мэрией. Для этого необходимо договориться о продлении аренды. Директор ООО «Геопарк» Александр Каракулов сообщил, что погасил почти половину долга перед администрацией города. Оставшуюся часть суммы бизнесмен готов взять в банке в качестве кредита. Это позволит рассчитаться по арендным долгам в течение 2019 года. Однако условие банка заклю...
мошенничество
В Ивне 52-летняя бухгалтер детского сада отправится на исправительные работы за похищение полумиллиона рублей. Как сообщили в прокуратуре, с января 2016 года по февраль 2019-го, женщина, работая в должности старшего бухгалтера детского сада, вносила ложные сведения в реестры начисления заработной платы педагогических работников. Внося свои данные в табель, и завышая оплату труда обслуживающего персонала, мошенница похитила  более 560 тысяч рублей. Во время...
учения
На северном подъезде к Белгороду проходят учения: по «легенде» здесь мотоциклист влетел в легковушку, после чего произошло возгорание. Оперативные службы отрабатывают действия в случае чрезвычайных ситуаций. По легенде учений, мотоциклист выехал на встречную полосу движения и столкнулся с ВАЗом.  От удара легковушка загорелась. Дым на проезжей части заметили находящиеся на маршруте патрулирования  инспекторы ДПС.  Прибыв на место аварии, они по радиоэфиру...
происшествие
В Белгородской областной больнице скончался третий участник семейного отравления грибами из Нового Оскола. Ранее в местной больнице умерли мать и брат оскольчанина. Напомним, в Новом Осколе мать с двумя взрослыми сыновьями отравились грибами. Семья употребила в пищу жареные грибы собственного сбора, после чего все трое почувствовали недомогание. Однако сразу скорую помощь вызывать не стали, занявшись самолечением. Оскольчан госпитализировали, когда их сост...
Новости по теме
Даниил Калатура-Пугачёва: «На меня покушались, унижали и в чём только не обвиняли хейтеры»
«Пусть не выходят, чтобы не было насилия». Экс-начальник белгородского УВД Юрий Хлудеев — о действиях полиции на акциях протеста
Оперный певец на велосипеде. Зачем Хурсанд Шеров едет в Киев
«Художник — это же не какое-то тщедушное существо с бантом». Правила жизни скульптора Сергея Дементьева
«Хочу показать свой народ с хорошей стороны». Добрый таджик рассказал, зачем снимать на видео добрые дела
«Какие бы ни были сильные люди, потом на колени становятся». Завязавшая с героином белгородка — о наркотиках и зависимости
«Раз ты здесь, ты преступник, человеческий мусор». Рассказ арестанта о нескольких месяцах в СИЗО №3
Глава Разуменского заксобрания Александр Попов: «Нужно лишать статуса депутатов, которые не проводят в жизнь интересы народа»
«20 суток — ерунда». Владимир Чернышёв вышел из-под ареста за участие в акции против повышения пенсионного возраста
«Когда дворняги станут домашними». Организатор выставки «Пойдём домой» — о способах выживания в мире безответственных людей
Спец проекты