09:41, 8 августа 2014 г.

Художник стрит-арта Анастасия Лисич: «Мы хотим больше стен и свободы»

Несколько дней назад художники стрит-арта расписали две стены жилых домов в Белгороде: на улице 50-летия Белгородской области, 13 и проспекте Богдана Хмельницкого, 77. Авторами граффити по первому адресу стали студентки 5 курса БГИИК Анастасия и Дария Лисич, победившие в городском конкурсе «Стрит-Арт». Стену дома на Богданке расписывал молодой художник Владимир Евенко.

Конкурс был организован городским управлением молодёжной политики и управлением градостроительства и архитектуры города. Согласно проекту, в ближайшее время новые росписи появятся на домах улиц Победы, 83, Калинина, 1, и Садовой, 25.

Корреспондент Go31.ru встретилась с одной из сестер-художниц – Анастасией Лисич, с которой поговорила о свободе творчества, желаемом и действительном, хулиганстве, а также настоящем и будущем белгородского стрит-арта. 

«Мы выбрали «зеленую столицу», хотя, конечно, больше хотели рисовать сказки, где можно похулиганить»

- Настя, как получилось, что вы с сестрой стали украшать стены городских домов своими рисунками?

- Мы с Дашей вообще графическим дизайном занимались. И всего полгода назад пришли к такому монументальному виду искусства, как мурали. Мы стажировались в одной компании, расписывали стены. И поняли, что нам это очень нравится. А раньше мы даже на гаражах и поездах не рисовали.

DSC_1451

Роспись стены дома № 13 по улице 50-летия Белгородской области, художники - Дария и Анастасия Лисич

- И так сразу взялись за такие масштабные проекты?

- Мы подали заявку на участие во  Всероссийском конкурсе проектов.  Предложили две темы для граффити: иллюстрации сказок и портреты людей, в честь которых названы улицы.  Многие жители города не то, что не представляют, как  они выглядели,  но и не знают, что они такого сделали, раз улицы назвали их именами.  Нам дали добро на наш проект. Мы выиграли грант на 50 тысяч, и  нам пообещали, что если мы его освоим, нам дадут ещё 300 на продолжение проекта. Мы надеемся завершить всё до октября.

- Граффити на стене 50-летия Белгородской области появилось уже благодаря городскому конкурсу?

- Да, после этого городское управление по делам молодежи предложило нам поучаствовать и в их конкурсе «Стрит-Арт». Нам дали на выбор три темы: «Белгород — зеленая столица», «60-летие Белгородской области» и «Белгород — город воинской славы». Мы выбрали «зеленую столицу», хотя, вообще-то больше хотели рисовать сказки, где можно похулиганить. Правда, нам сказали: сказки это хорошо, но нужно что-то  более патриотичное, у нас все-таки Белгородчина. Все же мы сумели привнести сказку и в тему «зеленой столицы». Видите, в рисунке дали такую отсылку к «Дюймовочке»? Дети подходили к рисунку, кричали: мама, мама, посмотри, какие мы здесь маленькие! Это было очень приятно.

DSC_1456

Анастасия Лисич

«Мы  готовы за свой счет покупать краску и рисовать: только дайте стены»

- Изначально жанр граффити – нелегальный, хулиганский, который родился на улице. А сейчас на стрит-арт в Белгороде дают добро городские власти. Это плюс для стрит-арта или минус, как считаешь?

- Да, изначально граффити появился как протест против системы, вроде панк-рока в музыке. Но сейчас все меньше таких экстремалов, а в Белгороде почти и нет. Ведь это еще и выброс денег: ты  нарисуешь, а на следующий день все закрасят.

- Но уличные художники-граффити с самого начала прекрасно знают о недолговечности своих работ.

- Дело в том, что сейчас все эти ребята в Белгороде и других городах перерастают из нелегалов и в художников города. Начинают сотрудничать с властями, потому что чиновники постепенно поняли, что поддерживать этих художников, использовать их в своих целях, это огромный плюс для всех. Получается, и город украсили, и с молодежью поработали, и конкурс провели: смотрите, сколько всего сделали. С другой стороны, есть такое английское слово mural, в переводе – фреска. Это немного все-таки другой вид искусства, нежели граффити. То, что мы с сестрой делаем в Белгороде,  это уже не граффити, а скорее такие уличные картины.

- А вообще, это проблема - найти стену?

- Это безумная проблема. Вообще мы  готовы были за свой счет покупать краску и рисовать: только дайте стены.

DSC_1515

Граффити на стене дома по проспекту Б. Хмельницкого, 77, автор Владимир Евенко

«Но пришла управдом, и мы сами уничтожили свое творение»

- В Белгороде полно глухих стен, которые не мешало бы украсить, в чем сложность?

- Во-первых, очень трудно получить разрешение у городских властей, служб и жильцов домов. Если хоть один собственник в многоквартирном доме будет против росписи внешней стены здания, ничего не выйдет. Однажды мы рисовали у меня во дворе, на стене двухэтажного розового дома по улице Попова, что со стороны парка Ленина.  Нарисовали красивую штуку, это было сердце из гранатовых зерен.  Но пришла управдом, устроила скандал и заставила все закрасить. И мы сами уничтожили свое творение.

- Чем было вызвано такое раздражение?

- У людей возникает отторжение, это стереотипы. Они видят в граффити хулиганство, вандализм, порчу имущества. Но в Европе, в Москве и Питере, например, граффити уже давно прекрасно развивается и стало частью городской культуры.

- Как думаешь, мы когда-нибудь к этому придем?

- Я думаю, что да. Когда мы начинали рисовать на стене свою «Дюймовочку», прохожие удивлялись, опасались, что мы будем что-то плохое делать. Но когда нам леса поставили, все успокоились: значит, все официально. За все время подошел единственный человек, возмущался, что мы размалевываем стену.

DSC_1517

Граффити Владимира Евенко

«Сейчас все современное искусство сводится к тому, что рядом должен стоять человек и объяснять»

- Такая реакция о многом говорит. Люди, похоже, опасаются всего самостоятельного, не принимают даже что-то хорошее, если не было указания сверху...

- Помните, весной художники Зеленские, братья Юрий и Анатолий, разрисовали мост в парке Победы, нарисовали там птиц? А потом пришли женщины из благоустройства и закрасили тот рисунок, подготавливая город к 5 августа. Они подумали, что это какое-то нехорошее граффити, которое надо закрасить. Им было все равно, красиво это или нет.

- Может быть, они устали от любых неэстетичных надписей на заборах, которые постоянно вынуждены закрашивать. И уже не отличают одно от другого?

- Я не считаю искусством, когда  ребята берут баллон и просто метят им свою территорию, оставляют автографы.  Это не красота, это, наоборот, вызовет в людях еще больше негатива к росписи стен. Хотя, мне кажется, даже если автограф сделан гениальным художником,  красиво, с каким-то 3D-эффектом, большинством в Белгороде это все равно не будет восприниматься как искусство. По сути, сейчас все современное искусство сводится к тому, что рядом должен стоять человек и объяснять.

DSC_1555

Роспись на стене дома по улице Победы, 69. Изображение церкви в Дубовом, автор Григорий Новиков, 2009 год

- Почему так происходит, как считаешь?

- Мне кажется, это какая-то общая лень. Раньше люди сами читали, что-то искали. А сейчас никто не хочет размышлять, учиться, анализировать. Большинству хочется, чтобы ему все готовенькое на блюдечке с каемочкой преподносили. Сейчас у людей, как правило, только два мнения: нравится – не нравится. А почему нравится или нет, они уже не могут рассказать, нет аргументов. Но свои работы мы с сестрой, например, только рады объяснять.

- То тебе приходится быть еще и немножко искусствоведом?

-  Я не могу назвать себя гидом по искусству, но знаю, что это безумно интересное дело. Тот же самый «Черный квадрат» Малевича  – там такой контекст безумный, столько интерпретаций, каждый трактует, как  хочет. Малевич, может, хотел сказать всего одну вещь, но скольких людей это побудило к мыслительному процессу!

«Всегда возникала какая-то стихия, которой сначала сопротивлялись. Потом она становилась классикой»

- А какие картины и граффити мечтаете видеть на улицах Белгорода? Хотелось бы понять, что ты считаешь высоким уровнем. Есть свои кумиры?

- Есть, это украинские ребята «Интересные каски», они во всем мире покатались, оставили свои шедевры. Польские Etam Cru делают фантастические вещи.  Городские власти  заказывают им роспись стен и платят деньги, они рисуют огромные работы, и никто никак их фантазию не ограничивает. Их рисунки не несут никакой идеологии и ничего не пропагандируют. Это не храмы и не танки.  Они просто красивые, интересные, сюжетные. Например, их знаменитая работа – обнаженная девочка в банке с клубничным вареньем. Власти города, оплачивая этот проект, руководствовались только тем мотивом, чтобы люди любовались. Мне пока трудно такое представить в Белгороде. Очень хочется, чтобы власти сказали: ребята, держите деньги, сделайте так, чтоб  было круто.

DSC_1576

Одно из самых старых граффити на стене дома по ул. Октябрьской, перекресток с ул. Чумичова. Авторы Юлия Шевцова, Алина Мусияченко, Наталья Вьюнник

- И еще стены дайте в неограниченных количествах!

- Просто пока сделать нечто большее, чем нужно людям в кабинетах, полностью  проявить фантазию не позволят. Считаю, что это нечестно. То есть, если вы говорите, что поддерживаете молодое поколение и хотите помочь, то помогайте. Если у молодежи есть стремление рисовать, то дайте свободу. Вот как Моцарт сочинит музыкальный шедевр, если ему скажут:  вот у тебя есть такой диапазон, за его рамки не выходи? Да еще сделай так, чтобы при этом диапазоне возникали чувства патриотизма.

- Но ты сама говоришь, что со временем искусство стрит-арта в Белгороде будет только совершенствоваться и развиваться.

 -  Да, так получалось каждый раз, всегда возникала какая-то стихия, которой сначала сопротивлялись. Потом она становилась классикой. Так было всегда, и я надеюсь, что наше «всегда» одолеет и страх перед искусством и цензуру. Все это, к сожалению, еще живо. Но сотрудничество с властями – это тоже  хорошо. Ты, как молодой художник, должен доказать, что крут, и тогда тебе станут верить. И, может, в следующий раз на одной из стен Белгорода появится, условно говоря, та самая девушка с клубникой.

#граффити стритарт Белгород благоустройство культура
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
ТОП новости
Этот сайт использует «cookies». Также сайт использует интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. "Политика конфиденциальности"