арт
18:01, 21 августа 2021 г.

У каждого своя фотография: истории снимков – от белгородских фотографов

арт

Представьте, насколько скучней и примитивней была бы наша жизнь, если бы однажды люди не придумали фотографию! Спасибо XIX веку, подарившему человечеству возможность запечатлевать мир вокруг себя и себя в этом мире.

182 года назад француз Луи Дагер получил первый отпечаток на серебряной поверхности, который в его честь назвали дагерротипом. С тех пор технологии здорово продвинулись вперёд. А в череде многих праздников появился Всемирный день фотографии, который отмечают 19 августа.

Мы попросили белгородских фотографов показать несколько любимых фотографий и рассказать историю, связанную с ними. Или не связанную, а почему-то запомнившуюся. Или неожиданно всплывшую в памяти.

Антон Вергун: альтернативный мир

Человечество, придумав фотографию, на самом деле получило удивительную возможность останавливать время. Снимок сохраняет прошлое, которого уже нет. Многие воспринимают это как метафору. Но порой так происходит и на самом деле. У меня есть две фотографии с изображением достопримечательностей, которые уже не застанешь в реальном мире.

Когда я увидел арку на пляже Лезгира в Марокко в 2012 году, я был потрясён красотой открывшегося вида. Казалось, что это не красные глиняно-песчаные своды, а ноги какого-то гигантского существа, которые опустились в океан. Рокот прибоя там не замолкает никогда, и любуясь удивительным пейзажем, начинаешь терять ощущение реальности. Словно ты не на Земле, а на какой-то другой планете. Но природа, однажды создав это чудо, так же легко стёрла его, разрушив через семь лет после той моей поездки в Марокко.

А храм Бэла в Пальмире уничтожили уже не силы природы, а люди. Я сфотографировал его в 2009-м. Боевики взорвали храм в августе 2015-го. Но эти прекрасные вещи продолжают жить в альтернативном мире. Ими можно любоваться благодаря фотографиям.

Павел Титович: шаг в кадр

До сих пор помню совершенно нереальное ощущение рождения кадра. Вот, секунду назад ничего не было, потом произошёл какой-то переход – и передо мной возник готовый замысел. Словно он витал в воздухе и только ждал своего часа. Или мы двигались друг другу навстречу. Объяснить сложно.

Было это так. Я возился в мастерской, а в соседнем помещении чем-то занимался мой дедушка. Я плёночку зарядил, и нужно было свет посмотреть. Кричу ему: дедуль, иди, присядь в кресло, прикину, как свет падает. Пришёл мой дедушка, ему тогда уже за восемьдесят лет было, в старой майке, растянутых штанах, потёртых шлёпках. Посмотрел я на него в объектив камеры, и даже сердце ёкнуло: шикарно дед сидит. Точно он открылся в этот момент с другой стороны. Я видел его сто миллионов раз, это мой родной, знакомый до мельчайших морщинок человек, но теперь в кресле сидел американский гангстер из 1880 года.

– Сиди, только не двигайся! – кричу ему, и быстрей снимать.

Я потом часто фотографировал дедушку. Однажды просто дал ему в руки часы и ключи. Мне написал кто-то в комментариях: это же готовый апостол Пётр. Так и пошло название фотографии – апостол. А в жизни – дедушка как дедушка был. Вот она – волшебная сила искусства.

Владимир Щекалов: уходящая натура

Я не люблю фотографировать молодых. Их лица как чистый лист бумаги, пустые. Чтобы они стали по-настоящему интересными, над ними должно поработать время. Существует только то, что ты сфотографировал. Если ты что-то видел и не снял, значит этого не было. Только то, что ты запечатлел, продолжает жить для тебя и других.

Как-то лет 15 назад гостил я в деревне Драгунка в Ивнянском районе. Знакомая выделила домик и пригласила бывать, когда захочу. Я приезжал на пару-тройку дней, фотографировал, общался с местными жителями. Там практически одни старики остались. А я у них за неимением других новостей чем-то вроде местной достопримечательности стал. Они приходили по вечерам ко мне, чтобы телевизор посмотреть и пообщаться, конечно, что-то вроде клуба у нас возникло.

Так вот, как-то иду я по деревне, это было как раз 9 мая. Погода была хорошая, солнечная. Вижу, мужичок на пороге дома интересный сидит, фактурный такой. Вообще деревенские мужики интереснее городских. У них лица другие, весь жизненный опыт там написан. Я аппарат достаю, а он мне машет, подожди, мол, минутку. И домой метнулся. Возвращается уже в пасхальном, то есть праздничном пиджаке, медали какие-то на нём висят. Он оказался воином-афганцем. Козлик рядом резвится, собака возле порога лежит. Получился удивительный снимок: старый, деревянный, ещё резной дом, полуразрушенное крыльцо, и лицо человека, сияющее радостью от ощущения Дня Победы (уже отметил он праздник, видимо, самогоном). Здесь видна деревня как она есть, и мужичок – лицо этой деревни.

Это уходящая натура, таких лиц уже не будет, и такую деревню уже не увидишь, тем они и интересны. А женские лица прекрасны ещё и тем, что в их глазах отпечаталась вечность. Эти бабушки пережили войну, многие похоронили своих детей, они видели смерть, голод, нищету. Их могла породить прошлая эпоха, нынешнее время рождает совсем другие лица.

Василий Кучма: фотография как триллер

Лет тринадцать назад затащили меня в секту ночных игр Encounter. Там нужно было не только по ночам гонять экипажами на машинах и ребусы разгадывать, но и можно было играть в фотоохоту – фотографировать по определённому заданию или на какую-то тему.

Вот мы получаем задание и едем ночью делать фотку. Приехали в глухое тёмное место за городом. Холмы, речка, деревья, ничего не видно – красота. По сценарию у нас серьёзные молодые люди в чёрных строгих костюмах пытают хрупкую девушку на фоне большого и тоже чёрного Chevrolet Tahoe. Девушка связана, кетчупом испачкана, парни в руках держат пистолеты (конечно, игрушечные, но это знаем только мы). Все вжились в роли. Я готовлюсь фотографировать. Но тут по единственной тропинке к нам подъезжает старенький «Москвич». Почему-то запомнились силуэты пассажиров в салоне, и как они растерянно моргали. Словом, «Москвич» к нам подъехал, в салоне стихла музыка, и так же не спеша, еле-еле, задом этот драндулет от нас уехал по той же тропинке...

Как-то не сразу пришло понимание, как мы выглядели со стороны для пассажиров в этой машине. Для них-то вся сцена была реальной. И девушка в крови, и гангстеры с пистолетами. Интересно, что они друзьям и знакомым рассказывают? Вот такую дурацкую историю вспомнил. А любимых фоток нету. Есть те, которые нравятся сейчас.

Записала Виктория Передерий

#Белгород #фотография #истории #Антон Вергун #Павел Титович #Владимир Щекалов #Василий Кучма
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
Этот сайт использует «cookies». Также сайт использует интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. "Политика конфиденциальности"