гибдд
11:06, 3 июля 2021 г.

«Была в реформах и логика». Интервью к 85-летию Госавтоинспекции

гибдд
Фото:

– Наверняка работникам технадзора трудней прочих стражей порядка рассказывать были и байки о крутых случаях своей карьеры? – спрашиваю моего собеседника, Владимира Алексеевича Кондратьева, который дослужился в своё время «с нуля» до заместителя начальника областного управления ГБДД.

 – В какой-то мере вы правы, – отвечает он, – мы не в головокружительных гонках, не стреляли по колёсам и не выставляли заслоны опасным преступникам. Но за десятилетия службы всё равно несколько раз оказываешься, как говорят, на грани.

Помню, как в Алексеевке летом 2010-го заранее проверяли готовность к визиту Дмитрия Медведева. Как назло, на намеченном маршруте во время нашего объезда на крутом спуске перевернулся бензовоз. Стояла страшная жара, быстро натёкшее горючее озерцо окуталось испарениями.

«На берегу» стоял домик, мы побежали эвакуировать жителей. Нам навстречу вышел не очень устойчивый хозяин солидного возраста, да к тому же с горящим «бычком в зубах. До сих пор рады, что никто на него не заорал, и он бычок не выплюнул с испугу. И смех, и грех…  Обошлось!

Справка. День ГИБДД МВД Российской Федерации, или День ГАИ России, был установлен всего дюжину лет назад – 3 июля 2009 года. Изначально ГАИ МВД СССР была образована в 1936 году, когда было утверждено «Положение o Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД CCCP». Тогдашние ПДД были просты и понятны: «Всё уличное движение обязано придерживаться следующего порядка: пешеходы уступают дорогу ручной повозке, повозка – извозчику, извозчик – автомашине, а автомашина общего назначения – всем машинам специального назначения и автобусу». Конечно, они сильно изменились за 85 лет.

Сперва сходи в ХАДИ

– Владимир Алексеевич, с нуля – это с сержанта, «и в мороз, и в дождь, и в зной на посту, как часовой»?

– В моём случае – нет. Я пошёл по пути, который пройден примерно третью белгородских гаишников: окончил Харьковский автодорожный институт. Вуз был по тем временам достаточно востребован, на одно место шло два-три абитуриента. Хотя знали: предметы были нелёгкими, в том числе легендарный сопромат.

– Зная вас как спортсмена и самодеятельного артиста, предположу: ваши увлечения и общительность отнимали немало времени от учёбы?

– Вы недалеки от истины: «общественная деятельность», спорт и самодеятельность тогда поощрялись и приветствовались. Поэтому учился хорошо, но до красного диплома не дотянул немного. Тем не менее, свежеиспечённым лейтенантом вернулся в родной город.

Выбирали не мы, а нас

– Сразу определились со специализацией работы? Или хотелось попробовать всего понемножку?

– Это гражданские иногда по три трудовых книжки своими профессиональными метаниями заполняют. А в наше время и в нашей службе скорее профессия выбирала нас. Нужны были сотрудники технадзора, и меня туда направили. Там и служил практически всё время.

– Кто учил азам, правильному поведению с коллегами, начальством и с земляками, чьих «железных коней» пришлось проверять?

– Как у Пушкина: «…все учили понемногу». Но главным учителем был мой первый наставник Владимир Александрович Сегодин. Он сам был знающим и авторитетным специалистом, и молодых натаскивать умел. Так что за вхождение в профессию благодарен в первую очередь ему. Конечно, по мере служебного роста появлялись новые учителя, все фамилии не перечислю, а обижать никого не хочется.

Число авто выросло раз в сто

– Наверное, в общении с организациями и частниками, владеющими авто, нужно было быть немного психологом, выстроить свою «теорию конфликтов»?

– Нынешним моим коллегам – возможно. А в те годы и «конторы», и люди были менее конфликтными, более доброжелательными и дисциплинированными. Поверьте, это не мнение ветерана о днях, когда «деревья были большими, а мы молодыми». Времена были другие, более человечные, что ли. Да и объёмов таких не было…

– Объёмов?

– Мне наша пресс-служба показала статистику роста количества автомобилей. Так вот: в 1970-м их в регионе было 6 750, в 1974-м – 9 585, а сейчас это число давно переехало за полмиллиона. Если бы не современная техника, такой объём нашими старинными методами просто было бы не переварить.

Компьютер вместо этажа

– С пенсионерами автоинспекции беседую не в первый раз.  Большинство из них, мягко говоря, не в восторге от сокращения штатов полиции…

– А откуда взяться восторгу? Ведь не только лентяи и нарушители дисциплины потеряли работу… Но была и логика в реформах.  Та же упомянутая техника сокращает штаты. А стационарные посты, которые объезжал любой здравомыслящий нарушитель? Логично, что большинство из них закрыли.

– Компьютеры, камеры видеонаблюдения и прочие гаджеты тоже существенно «подкузьмили» кадрам?

– Прогресс не остановишь. Помню, мы с Сергеем Тимошенко при генерале Александре Дементьеве пробивали первый персональный компьютер. Шеф возмутился: что, вам ещё один этаж в управлении давать вдобавок к этажу центра информации?!

Мы осторожненько объяснили, что комп поместится у него на столе и даже на половинке стола, и получили добро. А было это не так уж давно, если не ошибаюсь, в 1993-м.  Своим внукам расскажу – не поверят, что мы тогда столько делали на «бумажных носителях»…

Пловец, гитарист и рассказчик

– Владимир Алексеевич, никогда не поверю, что в вас не живёт ностальжи по старому ГАИ, где вы часто поводили время и не на службе…

– Давайте сформулируем точнее. Если и скучаю, то по тогдашним спортивным праздникам, по художественной самодеятельности. По нашим «артистам», которые пели под мою гитару, по эстафете пловцов. И там, и там мы иногда побеждали. А мой первый разряд по комплексному плаванию пределом не был – в ГАИ служили и мастера спорта.

– А как насчёт выездов в районы, где многоуважаемой автоинспекции гостеприимные хозяева могли и рыбалку организовать, и шашлычок?

– Слухи о нашей сладкой жизни сильно преувеличены. Но по вашей просьбе расскажу о Николае Михайловиче Выходцеве, который у нас служил в Краснояружском районе и был всеобщим любимцем из-за юморного и находчивого характера.

«Сыктывкар» и свёрточки

– Начнём с простого примера – живого анекдота, который видел своими глазами. Тормознул Николай трактор Т-150. А из него с трудом вылезает былинный богатырь – метра два ростом, поперёк, как вдоль, и вообще парень кровь с молоком. Глянул на него инспектор намётанным взглядом:

– Пил?

– Ни грамма!

– Ну-ка скажи «Сыктывкар»!

– Сык …втык… Ну выпил немножко, но оно ж мне, как слону дробина!

– Если попадёшься ещё раз – будешь 15 суток сидеть, как слон в зоопарке…

…Второй случай из нашей командировки в упомянутый район. Работы было много, обед пропустили, а ужинать было негде: уже вечерело, и все столовые закрылись. Но для Выходцева нерешаемых проблем на его территории не было.

Остановил он автобус, который вёз со смены рабочих Готнянского мясокомбината. Зашёл внутрь, молча по салону походил, что-то высматривая, потом вышел: «Езжай!»  Нам сказал ехать на отдалении от автобуса следом за ним и внимательно глядеть на обочины.

Там-то мы и насобирали свёрточков и кулёчков с замечательной мясной продукцией. Оказывается, нервная часть «мясников» от вида инспектора, от блеска проблесковых маячков на наших машинах предпочла сбросить свою добычу с комбината. Спасибо, было очень вкусно!

P.S. Остаётся только поздравить коллектив автоинспекции с 85-летием инспекции, а нашего собеседника ещё и с прошлогодним юбилеем (лучше поздно, чем никогда!). Спасибо за беседу, оптимизм и откровенность. Было очень интересно!

Евгений Ромашов

Фото: Андрей Закоморный,

архив пресс-службы управления ГБДД по Белгородской области

 

#белгородская область #гибдд #владимир кондратьев #интервью #служба #гаи
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
Этот сайт использует «cookies». Также сайт использует интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. "Политика конфиденциальности"