• Главная
  • Только без записи! Как в льготной аптеке белгородцам с лекарствами помогают
здравоохранение
11:51, 18 февраля
3

Только без записи! Как в льготной аптеке белгородцам с лекарствами помогают

здравоохранение
Только без записи! Как в льготной аптеке белгородцам с лекарствами помогают

Объявление о запрете на видеосъёмку медицинского работника, а также аудиозапись его голоса со ссылкой на разнообразные статьи законов появилось на информационном стенде льготной аптеки на улице Горького в Белгороде. Мы заинтересовались таким инновационным подходом к обслуживанию клиентов и решили разобраться в ситуации подробнее.

Аптечная реформа

Год назад в областном центре начали отпускать льготные лекарства, закупка которых финансируется из местного бюджета, в аптечных пунктах поликлиник. Казалось бы, очень удобно: доктор выписал льготный рецепт, ты пошёл с ним в аптеку в том же здании и получил нужное лекарство. Раньше при поликлиниках выдавались препараты, которые закупаются по линии федерального бюджета. А за «местными» приходилось ехать в аптеку на улице Горького.

Однако, от перемены мест слагаемых ситуация с обеспечением лекарствами не изменилась: белгородцы жалуются, что жизненно необходимых препаратов, полагающихся по закону, как не было, так и нет с октября прошлого года.

Особенно тяжело приходится онкобольным, диабетикам, астматикам, людям с хроническими обструктивнми заболеваниями лёгких: лекарства для них входят в группу дорогостоящих препаратов, ежемесячно на них уходит 5-7 тыс. рублей, а то и больше. Для многих пенсионеров это половина месячного дохода. А выжить без лекарств – невозможно.

Поликлиника в Белгороде, Фото: Сергей Егоров

Поликлиника в Белгороде, Фото: Сергей Егоров

Как получают бесплатный препарат?

Сегодня бесплатные лекарства получают более 20 категорий льготников – от ветеранов Великой Отечественной до «хроников» и инвалидов. Каждый месяц льготник записывается на приём к своему семейному врачу. Хорошая эпидемическая ситуация или не очень – для системы неважно. Человек с хроническим заболеванием (на минутку: он находится в зоне риска по коронавирусу) должен лично прийти на приём в поликлинику, просидеть в одной очереди с чихающими и кашляющими гражданами, получить долгожданную бумажку, чтобы начать обивать пороги аптеки. Через месяц ситуация повторяется: доктор даже при инвалидности пациента выписывает ему рецепт только на месяц. Медики говорят, что таково требование начальства. И если препарата не было в течение этого времени, рецепт аннулируется и нужно идти за новым.

У нас нету!

– Съездите в аптеку на Горького, может, там есть, у нас ничего нет, – ответ фармацевта в аптечном пункте поликлиники в этот раз отличался новизной.

Обычно она просто говорила: лекарства нет. Видимо, надоело повторять одно и то же. А может, захотелось перевести стрелки на коллег: мало приятного четвёртый месяц выслушивать от клиентов всё, что они думают о нашей системе здравоохранения.

Так я отправился в аптеку на улице Горького.

Льготная аптека на улице Горького в Белгороде, Фото: Сергей Егоров

Льготная аптека на улице Горького в Белгороде, Фото: Сергей Егоров

В аптеке

Она сейчас обслуживает пациентов отделения № 2 поликлиники Белгорода, психоневрологического и тубдиспансера, а также некоторых других медицинских организаций.

Передо мной в очереди стояла женщина. Её тяжёлое дыхание я слышал даже с расстояния положенных полутора метров.

– Это лекарство вы должны получить в своей поликлинике, у вас какая? Шестая? Вот и езжайте туда, – провизор вернула женщине рецепт.

– Как же так? А раньше у вас было. Мне не сказали, что что-то изменилось, – пролепетала та. В её голосе слышались слёзы.

– Женщина, теперь эти лекарства выдаются в поликлинике, – ещё раз с напором повторила работница аптеки.

– Господи, да я сюда еле доехала, я до своей поликлиники и не доберусь, сил нет. А у вас есть это лекарство? – пациентка уже плакала.

– Да, у нас есть, – неожиданно призналась фармацевт. – Но это ничего не меняет, возьмите рецепт.

Она переглянулась с коллегой: «Какой это уже сегодня случай? Четвёртый? Что они там себе думают?»

И повернулась ко мне:

– Что у вас? Почему вы пришли сюда? Вы получаете лекарство в аптеке по месту жительства. Если его нет, какие к нам претензии? Следующий!

И тут, возможно, в поисках какой-то важной информации мой взгляд упал на объявление.

Обслуживание в аптеке, Фото: Сергей Егоров

Обслуживание в аптеке, Фото: Сергей Егоров

Застращать и не пущать

Его текст выглядел грозным. Убедитесь сами.

«Запрет на видеосъёмку медицинского работника, а также на аудиозапись его голоса: ч.1 ст. 92 ФЗ-323 от 21.11.2011, ст. 9 ФЗ-152 от 27.07.2006, п. 3 ст.3 ФЗ-152 от 27.07.2006. Видеосъёмка без согласия сотрудника является правонарушением и влечёт за собой ответственность ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ», – гласило оно. Пунктуацию мы «причесали».

Наверное, перечисление федеральных законов должно было вогнать в оторопь старушку с рецептом в дрожащих руках и навсегда лишить её желания выяснить правомерность запрета.

У меня появился другой вывод: претензий к аптеке по поводу отсутствия льготных лекарств, видимо, столько, что работники учреждения пошли на крайние меры – запретили записывать свои ответы. Даже нашли соответствующие статьи в российском законодательстве.

Объявление в аптеке на улице Горького, Фото: Святослав Петренко

Объявление в аптеке на улице Горького, Фото: Святослав Петренко

Читаем законы

Всемогущий интернет предоставляет любопытствующему кучу возможностей для познания мира. В том числе и юридического его аспекта. Я решил убедиться в правомерности требований сотрудников аптеки.

Итак, статья 92 федерального закона 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

«Ведение персонифицированного учёта при осуществлении медицинской деятельности.

1. При осуществлении медицинской деятельности ведётся учёт персональных данных лиц, участвующих в осуществлении медицинской деятельности, лиц, которым оказывается медицинская помощь, а также лиц, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования».

Как видим, пока ни слова о запрете видеосъёмки сотрудников. Больше об охране здоровья граждан.

Статья 9 ФЗ-152 «О персональных данных».

«Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации, организации социального обслуживания и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации».

Так, и где же здесь хоть что-то по поводу аудио- видеосъёмки? Непонятно.

Пункт 3 статьи 3 ФЗ-152 «О персональных данных».

«Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных».

Диктофон, Фото: Сергей Егоров

Диктофон, Фото: Сергей Егоров

Деловые отношения

Всё это прекрасно, но речь идёт о персональных данных граждан, а не о записи разговора с должностным лицом в целях защиты своих прав. По идее, если вы записываете, допустим, как человек зевает на рабочем месте, и распространяете эту информацию – это нарушение его прав. А если ответ фармацевтического работника на вопрос, есть ли лекарство – это ваше деловое взаимодействие, никаких персональных данных здесь нет.

Верховный суд РФ определением от 6 декабря 2016 года по делу № 35-КГ16-18 разрешил использовать в качестве доказательства аудиозапись, сделанную без согласия участника разговора. При этом судьи указали, что представление аудиозаписи в качестве доказательства возможно только при условии, что содержащаяся в ней информация относится к деловым отношениям, а не к частной жизни.

И ещё ошибка, указанная в объявлении, фактически перечёркивающая всё вышеизложенное: фармацевтические работники представляют собой отдельную юридическую категорию специалистов и не входят в группу медицинских работников.

Как должно быть

Если бесплатные препараты, указанные в рецепте, отсутствуют в аптеке, фармацевт может предложить имеющиеся аналоги. Допустим, клиент отказывается от заменителей. Тогда работник аптеки выполняет следующие действия:

● принимает у пациента льготный рецепт;

● регистрирует его в специальном аптечном журнале неудовлетворённого спроса, присвоив ему статус отсроченного обслуживания;

● вводит данные рецепта в электронную программу учреждения;

● отправляет письменную, чаще – электронную заявку на медикаменты компании-поставщику.

В течение десяти рабочих дней с момента обращения аптечное учреждение обязано организовать отсроченное обслуживание или осуществить отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного перечнем лекарственных препаратов.

Аптека, Фото: Сергей Егоров

Аптека, Фото: Сергей Егоров

Как есть

Сказка? Однако, этот алгоритм действий описан во вполне серьёзном документе – приказе Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан». Он действует с изменениями и дополнениями до сих пор.

Если фармацевт отказался выполнить этот алгоритм, пациент имеет право обратиться в департамент здравоохранения региона. Или подать жалобу на трудности в лекарственном обеспечении на сайте Росздравнадзора.

Святослав Петренко

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#белгород #льготные лекарства #аптека #выдача #законы #запись #порядок
Спецтема
Здравоохранение, Белгородская область, здоровье, медицина, белгородцы, горбольница, областная больница, поликлиника, бережливая поликлиника, врач, доктор

Комментарии

Показывать новый комментарий:
внизу вверху
о
20 февраля, 14:36
Если я правильно помню, при введении масочного режима была рекомендация выписывать рецепты на льготные лекарства на 3 месяца, а не на один. Это было сделано для того, чтобы пожилые и страдающие хроническими заболеваниями люди (т.е., находящиеся в группе риска заболеть COVID-19) лишний раз не высовывались на улиц**** В Белгороде закрыли уш**** Я просила выписать рецепт на 3 месяца. Нет. Да и лекарств нет. И надо шарахаться в поликлинику за этими лекарствами хотя бы раз в неделю. Не факт, что тебе сказали, что их нет. Можно приехать, а они есть. И наоборот. Лекарство есть, есть, по крайней мере, на сайте 2др31.ру, а в реалии нет. То ли добежать не успеваешь?
Белгородец
11 марта, 10:32
ни чего не изменилось. и звонок на горячую линию департамента чаще всего не решает проблем****  например судя по сайтам, где можно посмотреть наличие лекарств в этих аптеках, лекарство есть, но, например, в аптеке по Горького 78 его упорно не выдают, хотя со временем цифры меняются, то есть кое-кому выдача осуществляется.  или как ответили в этой аптеке   "это для других людей"...  что это за Люди??  про то что контактный телефон  в аптеке можно отключить, всё рано им не пользуются, известно всем, наверно кроме департамента, а так хоть полторы тысячи сэкономится для бюджета. регистрация в журнале для отсроченного обслуживания вообще таб**** как будто это сами льготники выдумал**** департамент эти вопросы не решал и не собирается, иначе если не лекарство появилось бы, то хотя бы отношение к своим обязанностям в данной сфере изменилось. может быть это новый вызов для Врио губернатора Белгороской области Гладкова В.В. , а то информация которую ему подают из департамента здравоохранения вообще отличается от реальност**** Навести порядок давно пора.
05011977
24 июня, 23:50
Всё так же продолжается, ничего на 23 июня 2021 года не поменялось. Так же многих препаратов,люди уходят со слезами на глазах со своими бумажными рецептам**** Отправляют их обратно в аптеку поликники, откуда человек только приехал, где там же лекарства нет.  Ни чего не меняется. А моей дочери в этот раз выдали препарат топирамат очень маленькой дозировка 25 мг. То есть в один приём надо выпить умудриться недееспособному человеку инвалиду вместо 4 таб. А 8 шт. Кепейро белгородского производства тоже 250 мг. Надо в этот же приём выпить 6 больших таблеток. Итого 14 шт. В один приём. И так 3 раза в день. Опять поменяли производителей препаратов. Каждый раз новые. Кто отвечает за закупку препаратов для больных, тяжёлых людей? Вы издеваетесь над людьм**** Ни чего к лучшему не меняется, одни слова. А кто вообще выделил помещение для аптеки на Горького. Я сама стояла вместе с бабушками и дедушками и больными людьми на холоде и в дождь в очереди на улице. Сейчас на жаре. Это просто хамское издевательство над людьм****
Объявления
live comments feed...