«Портрет Сергея Бодрова оказался провидческим». Александр Тягны-Рядно – о фотографии

В белгородской галерее фотоискусства им. В. А. Собровина проходит выставка работ известного российского фотографа Александра Тягны-Рядно. На открытии автор работ поделился с белгородцами своим видением различных аспектов фотографии.

О выставке

Выставку я делал как творческий отчёт к своему юбилею. Это антология моей фотографии, от первых работ до самых последних. Выставка не цельная, она очень разная. В ней представлено множество проектов. Тут и цветные, и чёрно-белые снимки. Кто-то может подумать, что другой человек снимал. Совершенно разные фотографии.

«Портрет Сергея Бодрова оказался провидческим». Александр Тягны-Рядно – о фотографии, фото-1

О Бодрове

Я люблю кино, и в фотографию, возможно, пришёл из-за него. С кино, людьми кино связана значительная часть моей жизни.

Портрет Сергея Бодрова я сделал за три месяца до его гибели. Я его очень просил – нужна была его фотография для журнала Elle. Он согласился, приехал, у нас было всего несколько минут. Снимок оказался каким-то провидческим.

«Портрет Сергея Бодрова оказался провидческим». Александр Тягны-Рядно – о фотографии, фото-2

Фото: Александр Тягны-Рядно

О типологии

Всю фотографию можно разделить на фотографию решающего мгновения (чёрно-белая жанровая фотография), фотографию решающей пластики (законы композиции, света – если объединить одним словом, это пластика), фотографию решающего местоположения.

«Портрет Сергея Бодрова оказался провидческим». Александр Тягны-Рядно – о фотографии, фото-3

Они всё время пересекаются. В той же жанровой фотографии мы используем разные приёмы: например, чёрное на белом, белое на чёрном. Потом они усложняются. Один из моих любимых приёмов – секторирование пространства. Когда пространство кадра разделяется, и в каждом из секторов появляется своя жизнь. В одной картинке получается несколько кадров. Это уже приём пластики, так сказать, второго порядка.

О тревел-фотографии

Тревел-фотография – это фотография решающего местоположения. Для неё очень важно, где это снято, где всё происходило.

Самый известный вариант: памятник, и я не его фоне. Сразу видно, что я в Париже, потому что сзади Эйфелева башня. Это самый простой и распространённый пример тревел-фотографии.

«Портрет Сергея Бодрова оказался провидческим». Александр Тягны-Рядно – о фотографии, фото-4

Я считаю, это сейчас наиболее распространённый жанр. Уверен, у каждого жителя Белгорода есть телефон, на который на снял хотя бы две фотографии. То есть уже фотограф. А если он выехал ещё и в Курск – он тогда уже и тревел-фотограф. А сейчас выехать можно куда угодно, лишь бы была для этого финансовая возможность. Поэтому тревел-фотография получилась самым массовым из фотографических жанров.

Самая лучшая тревел-фотография – где пересекаются и решающее мгновение, и решающая пластика, и решающее местоположение.

«Портрет Сергея Бодрова оказался провидческим». Александр Тягны-Рядно – о фотографии, фото-5

О целеполагании

Нужно изначально понимать, на чём вы хотите построить фотографию. Не следует каждый раз, нажимая на кнопку, думать: это пластика, это не пластика. Это должно уложиться у вас в голове. Но вы сами для себя должны анализировать свою фотографию и понимать принцип её построения. Нужно знать, чем будем удивлять.

«Портрет Сергея Бодрова оказался провидческим». Александр Тягны-Рядно – о фотографии, фото-6

О сложностях

Минувшим летом по приглашению китайских властей несколько российских фотографов, в том числе я, снимали Пекин. Много проблем, сложностей было в съёмке.

Это было в июле. Десять дней. Жара – 40 градусов. Тяжёлая работа. Снимали много, по 12 часов в сутки. Эксплуатировали нас китайцы сильно.

«Портрет Сергея Бодрова оказался провидческим». Александр Тягны-Рядно – о фотографии, фото-7

О руководстве

Для нас было непривычным, что там остался советский коммунистический стиль руководства. Туда ходить можно, туда нельзя, это снимай, это не снимай. Воспринимать это сейчас было достаточно тяжело, как-то отвыкли от этого. А там это всё очень живо.

«Портрет Сергея Бодрова оказался провидческим». Александр Тягны-Рядно – о фотографии, фото-8

Со мной ездили два человека. Один говорил, как снимать. Иногда слушал его, иногда нет. Хорошо, что они по-русски не понимают. Я привык всю жизнь снимать свою фотографию. Так было и там.

О Пекине

Пекин – очень зелёный город. Там около двухсот парков. И большие, и маленькие есть. Китайцы этим гордятся. Возили нас снимать в парки, причём не понимали в фотографии ничего: привозят в парк утром, а там никого нет ещё. Ну, кого-то находил, снимал.

«Портрет Сергея Бодрова оказался провидческим». Александр Тягны-Рядно – о фотографии, фото-9

О китайцах

Все китайцы сидят в телефонах, не вылезая. У них там не работает Фейсбук, Твиттер. Есть своя социальная сеть. Это я тоже фотографировал там.

Для тревел-фотографии очень важно находить какие-то болевые точки, которые самые интересные именно для этого места.

«Портрет Сергея Бодрова оказался провидческим». Александр Тягны-Рядно – о фотографии, фото-10

О повязках

Большинство людей в Пекине закрывается повязками, кто чем. Делают это по разным причинам. Смог там действительно есть, и очень сильный. Но, скажем, для женщин важно не загорать, сохранять белый цвет лица. Поэтому многие женщины закрываются как можно сильнее, чтобы не загореть. Тёмное лицо для них – признак, что ли, низшего класса.

«Портрет Сергея Бодрова оказался провидческим». Александр Тягны-Рядно – о фотографии, фото-11

Об отражениях

Очень люблю отражения со всякими формальными штуками. Когда зеркала преломляют пространство, превращая его в некую импрессионистскую феерию цвета. Стараюсь это использовать, но нахожу в кадре некую реалистическую реперную точку.

«Портрет Сергея Бодрова оказался провидческим». Александр Тягны-Рядно – о фотографии, фото-12

Если всё будет размыто – это красиво, но непонятно, зачем. Обязательно должен быть в кадре пункт, вокруг которого всё строится.

Фото: Антон Вергун

белгород выставка галерея собровина тягны-рядно
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Комментарии