Арсений Ашомко: Интернет во всём мире – зарегулированная история

Экс-директор по развитию медиапродуктов «ВКонтакте» Арсений Ашомко на Белгородском информационном форуме рассказал журналисту Go31 о своём видении развития социальных сетей.

О работе во «ВКонтакте»

Это было интересно в плане развития. Я понял, как устроен мир, устроены большие компании, их процессы, платформы. У меня были некие серые зоны, о которых раньше я мог только предполагать. Работая же во «ВКонтакте», я всё это видел и понимал. Всегда есть плюсы и минусы. Я по-другому взглянул на многие вещи, познакомился с людьми, с которыми вряд ли мог бы познакомиться где-то ещё. Мог бы я вернуться во «ВКонтакте»? Мы перевернули эту страницу. Даже если бы мне создали все условия – сложно представить эту ситуацию. Мы расстались хорошо. Но я не могу представить расклады, при которых мы можем быть друг другу полезны на этом этапе.

Арсений Ашомко: Интернет во всём мире – зарегулированная история, фото-1

О возникновении идей

Идеи возникают по-разному. Изначально есть культура наблюдения за рынком. Есть обмен информацией внутри. Кто-то находит интересную мысль и кидает её в чат, идёт обсуждение. Бывает, идея изначально приходит со стороны. Например, от заказчика. Ты работаешь со звёздами, блогерами и у них есть сформировавшиеся потребности, и они говорят, чего им не хватает. Была история, когда идея родилась от запроса человека в службу поддержки со своим предложением. При этом идеи – это не жёстко формализованный процесс. В каком-то смысле это образ жизни, мысли. Ты всегда настроен на то, чтобы придумать интересное решение, выцепить, пробовать на зуб, понять, насколько это применимо к тебе – и реализовывать.

Арсений Ашомко: Интернет во всём мире – зарегулированная история, фото-2

Об опыте

Все смотрят друг на друга вне зависимости от страны, территории. Интересные идеи могут рождаться везде. И если ты не следишь за этим – ты это пропускаешь. Пользуясь историческим опытом – все педантично просматривают всё, что попадает в их поле зрения. Это не только социальные сети – любые развлекательные, медийные, технологические проекты.

Арсений Ашомко: Интернет во всём мире – зарегулированная история, фото-3

О лидере

Я не могу сказать, что лидер сейчас один. В мире это Instagram и YouTube. YouTube, правда, сильно специфичен. А Instagram – более классическая соцсеть. Но при этом у других соцсетей тоже есть свои плюсы. Например, Facebook. Хоть с ним и связано уже множество скандалов и разговоров о старении аудитории. Но мир выглядел бы по-другому без него. Включая банальные вещи – например, регистрацию через Facebook. Россию невозможно представить без «ВКонтакте». Вот без «Одноклассников» мир представить можно. Хотя технически это очень хороший продукт. Самой технологически продвинутой из соцсетей, на мой взгляд, является TikTok.

Арсений Ашомко: Интернет во всём мире – зарегулированная история, фото-4

О свободе

С точки зрения юриста интернет сейчас во всём мире – зарегулированная история. Это палка о двух концах. С одной стороны, правильные лозунги, с другой – регуляция тормозит развитие. При этом я не вижу сильного отличия в России от того, что происходит с соцсетями по всему миру. В некоторых вещах мы более ограничены, но это опять же – смотря с кем сравнивать.

Я верю в историю свободного рынка. Есть много примеров, когда сама платформа себя ограничивает, а не власть. Яркий пример – музыка во «ВКонтакте». Много лет она была нелегальной, и существовали претензии к музыкальному сервису. В итоге музыка стала легальной – под воздействием рынка. Когда ты хочешь работать с крупными рекламодателями и не хочешь иметь имидж пиратской платформы, ты начинаешь договариваться.

Арсений Ашомко: Интернет во всём мире – зарегулированная история, фото-5

О форматах продажи

На одном из мероприятий обсуждался вопрос о сохранности данных. Я считаю, что есть простая история, связанная с силой рынка. Например, у вас есть данные о том, что люди любят, куда ходят и так далее. Вы их можете продать. Но есть два формата продажи. Первый: один раз продать базу, и всё закончится. Второй: продавать не сами данные, а возможность их использования. По сути вы не отдаёте информацию, что и гарантирует сохранность этих данных, они не станут доступны третьим лицам. И это не законодательно урегулированный момент, а экономически.

О людях

Я не считаю, что люди – это товар, а соцсети – рынок. Нет, в данный момент такими категориями никто не мыслит. Но, если переводить в это понятие, то товар – это скорее время и внимание человека, которое он тратит на социальные сети. Хотя в любом случае к человеку на всех уровнях отношение уважительное. Потому что если ты относишься к этой работе с рыночной точки зрения, ты не сможешь делать хорошие продукты. Влияние пользователей на любые платформы колоссально. Поэтому ты должен удовлетворять осознанные и не осознанные потребности людей. Это довольно сложно сделать, если ты относишься к ним, как к товару.

Беседовала Наталья Головчанская

Фото автора

биф соцсети интервью вконтакте
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Комментарии