09:28, 25 апреля 2019 г.

ISO 9001 – возможности или потери?

ISO 9001 – основной международный стандарт, который содержит ключевые принципы построения систем менеджмента организаций и предприятий, независимо от сферы их деятельности. По мере того как сертификация ИСО 9001 становится общепринятой практикой, возникает все больше вопросов об эффективности и целесообразности таких мер.

Плюсы ISO 9001

Создание и сертификация системы менеджмента качества ISO 9001 призваны сделать работу организации более эффективной, стабильной, адаптированной к потребностям клиентов и запросам рынка. При правильном применении стандартов СМК они позволяют добиться серьезных позитивных изменений в работе компании:

  • стандартизация и улучшение управляемости бизнес-процессов;
  • систематизация документации;
  • разделение ответственности по процессам;
  • создание механизмов постоянного улучшения продукции и процессов;
  • отлаженный механизм мониторинга, фиксации и устранения несоответствий;
  • снижение количества дефектов;
  • улучшение имиджа компании;
  • соответствие требованиям рынка и регуляторов;
  • укрепление позиций на рынке;
  • возможность выхода на международный рынок.

Применение процессного подхода в управлении, заложенного в основу ИСО 9001, позволяет повысить качество и эффективность бизнес-процессов. В конечном счете это позволяет добиться оптимизации работы компании и повысить ее прибыльность.

Недостатки системы ISO 9001

Стандарт ИСО – это инструмент, эффективность которого подтверждена мировой практикой. Однако, далеко не всегда удается добиться реального улучшения качества работы, что связано не столько с недостатками самой системы ИСО, сколько с ошибочным пониманием ее функций.

Объективным минусом введения СМК является то, что это достаточно затратный в плане финансов и ресурсов механизм, как на стадии формирования, так и при функционировании. Разработка, адаптация и внесение изменений, обучение персонала и сертификация СМК – это длительная и сложная работа. Но, смысл построения СМК и заключается в том, что в конечном счете инвестиции окупаются и приводят к росту рентабельности бизнеса, при условии, что к ее разработке подошли правильно.

Наиболее распространенная ошибка, которая не позволяет добиться от внедрения СМК каких-либо положительных результатов – это формальное отношение к ней. Многие рассматривают стандарт ИСО как самоцель, а не как способ добиться реального улучшения качества работы. Очень часто, систему внедряют без осознанного управления изменениями и не меняя при этом корпоративную культуру компании.

Другая проблема заключается в том, что разработкой СМК занимаются отделы качества, обычно не имеющие отношения к линейному менеджменту. У них нет системных знаний по управлению, они не задействованы в разработке рыночных или операционных стратегий.

Невзирая на то, что одним из главных принципов ISO 9001 является системность, руководство редко ему следует и не прибегает к взаимодействию с маркетологами, финансистами, руководителями отделов и др. Вместо этого основное внимание уделяется оперативным процессам, а не созданию более эффективной системы управления, которая была бы действительно ориентирована на клиента.

На что обратить внимание при внедрении ISO 9001

Если первоочередная цель внедрения СМК заключается в том, чтобы стабилизировать бизнес-процессы, то все равно важно уделять внимание повышению их эффективности. То есть стабилизировать процессы нужно, закладывая в стандарт лучший возможный на сегодняшний день опыт. Разумеется, необходимо понимать, что если в компании назрела необходимость в кардинальных изменениях, то стандартизация процессов не имеет смысла.

Стабилизация — это только один шаг на пути к улучшению бизнес-процессов, повышению их эффективности и качества. Поэтому, если в ходе разработки стандарта есть возможность без серьезных временных затрат оптимизировать некоторые бизнес-процессы – это стоит сделать.

Важнейшее условие для достижения положительного результата от создания СМК – это систематическая работа с несоответствиями. Их нужно максимально использовать для системного усовершенствования бизнес-процессов и только тогда появится позитивный эффект. И, наконец, СМК не должна существовать обособленно, она должна быть встроена в систему линейного менеджмента и тогда это принесет реальный результат.

Таким образом, СМК, как и любой инструмент, нужно использовать исходя из целей, стоящих перед компанией, ее опыта и реальных потребностей. А разрабатывать систему должны специалисты, понимающие ее задачи и ограничения. Если вы хотите узнать больше о том, как проходит разработка и внедрение СМК – обращайтесь за консультацией в центр ООО «Сертификация Плюс» по телефону: 8-800-700-66-17.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
Этот сайт использует «cookies». Также сайт использует интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. "Политика конфиденциальности"