«Тот, кто слабее, тот прав». Музыкант Павел Фахртдинов — о границах, ради которых не стоит умирать

Российский бард Павел Фахртдинов, несмотря на обширную географию гастролей по стране и далеко за её пределами, в Белгороде выступал впервые. За исключением единственного приезда с музыкальным проектом «ХБ», в котором участвует вместе с Алексеем Вдовиным. На сольном концерте в белгородском баре «Манкамбра» журналист Go31 Мария Литвинова поговорила с музыкантом. О судьбе русского рока, рэпе, космополитизме, пацифизме и поэзии.

Павел Фахртдинов родился в 1982 году в городе Электросталь в музыкальной семье. Лауреат Грушинского фестиваля авторской песни, участник и хэдлайнер фестивалей «Сотворение мира», «Даждь», «Как Бы Фест» и Baikal-live в Иркутске.

— В перерывах между песнями ты читал свои стихи, и в одном из них рефреном повторяется: «тот, кто слабее, тот прав». Оно несёт такой гуманистический посыл. Сейчас в России такое говорить не принято. Демонстрируется оружие, выпячивается сила, наглость и хамство, как сказал недавно актёр Серебряков. Ты с ним согласен?

— Все мысли по этому поводу я сказал в стихотворении. Оно непростое, и оно удивительным образом работает. Я его прочитал в одном месте, и мне сказали: «как ты смеешь читать стихотворение за Донбасс?» В другом месте: «как ты смеешь, мы там на Донбассе умираем, а ты за этих вот?..».

Фото Аллы Григорьевой

Это значит, что стихотворение правильно работает. Оно не за кого-то, а геометрия его таким образом выстроена, что за всем этим стоит самый бедный и несчастный — один человек. Вас двое, и я слабее вас, потому что один.

— Это же самое главное в идее прав человека, самое меньшее меньшинство — это каждый отдельный человек, и он всегда в абсолютном меньшинстве.

— Я не про права человека, я за них не умею. Котёнок ещё меньше человека. И мышонок. И они не виноваты, что не родились людьми. Тот, кто слабее, тот прав.

— А что ты отвечаешь на резкую реакцию на стихотворение?

— Ничего. Мне больше нечего добавить. Я просто говорю: тот, кто слабее, тот прав. Сначала идёт Света с оторванной рукой, у Светы пустой рукав. Потом идёт солдат, чей снаряд оторвал руку Свете, но солдат не виноват, потому что у солдата в бою нет прав. Потом идёт страна, за которую этот солдат сражается. Потом идёт страна, против которой этот солдат сражается. Потом идёт планета, потом идёт Господь Бог, а потом идёт дьявол. Который говорит: а я не виноват, ведь я же слабее. Но он лукав. И чешется Светин пустой рукав.

— Не думаешь этот стих на музыку положить?

— Положить на музыку — вообще не очень формулировка. «Клал я на вашу музыку!..» (смеётся). У меня есть разделение, что стихотворение, а что песня. Это изначально стихотворение.

— На концерте тебя несколько раз просили спеть про девочку в очках, казалось, что ты сопротивлялся, но пришлось петь. Так и есть?

— Она довольно запета. Как у Митяева про «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Но если б я совсем не хотел её петь, не пел бы.

— Некоторых музыкантов не заставишь спеть старый хит, они выбирают движение. А некоторые известные по много лет поют исполняют только старый репертуар.

— У меня сочиняются новые песни, и я совершенно забыл сегодня спеть одну.

— Какую?

— За неё я уже точно несколько раз огрёб. Там есть строчки «нет для меня ни страны, ни границ, ради которых я б пал». Она так и называется «Песня космополита».

— И как огрёб?

— Как ты смеешь такое говорить, ты же русский! Да, я русский. Но когда человек умирает за границы, в этом есть что-то тревожное, неправильное. Это ненормально, когда человека кто-то другой заставляет за что-то то умирать. У меня был опыт, когда я ездил по военным госпиталям с концертами. Я насмотрелся на людей, которые сильно младше меня.

Когда человек умирает за границы, в этом есть что-то тревожное, неправильное

У них больше никогда не будет руки, ноги, они будут получать маленькую пенсию. Они больше никому не нужны. Не нужны тому государству, за которое им оторвали ногу или руку. У них нет нормальных дорожек, по которым они могут кататься в инвалидной коляске, пандуса, чтобы выехать из подъезда. Они никому не нужны, кроме мамы своей. Нормально ли это? Не уверен.

— Музыка, песни, способны в чём-то убедить-переубедить человека?

— Обычно человек слышит каждый то, что хочет. Мнение, что искусство способно побудить в человеке что-то хорошее, часто преувеличено. Хотя я был на концерте Алексея Архиповского. Так ангелы выглядят, думал я, когда слушал его выступление. Я, здоровый мужик, плакал от его музыки. Вот он гений. БГ тоже может, наверно.

— И ты можешь.

— Но если тебе так кажется, то здорово. А кто-то идёт драться после концерта.

Фото Аллы Григорьевой

— В одном интервью ты назвал жанр, в котором выступаешь, «музыкой со смыслом».

— Ну, например, да.

— Какую музыку со смыслом слушаешь ты?

— Я восприимчивый человек, и думаю почти над всей музыкой, которую слышу. Если это не откровенно бездумная коммерческая музыка, хотя и коммерческая тоже бывает прекрасной. Конкретных имён очень много. Всегда в моём плеере есть хоть по одному альбому трёх исполнителей.

В моём плеере всегда есть по одному альбому трёх исполнителей. Это Егор Летов, Борис Гребенщиков и «Иваси» — Иващенко и Васильев, два барда, которые потом написали мюзикл «Норд Ост»

Это Егор Летов, Борис Гребенщиков и «Иваси» — Иващенко и Васильев, два барда, которые потом написали мюзикл «Норд Ост». Сейчас я много слушаю рэпа, и русского, и нерусского. Внезапно мне начал нравиться этот жанр. Но мне нравится текстоцентричный русский рэп, не Тимати.

— Оксимирон?

— Да, прекрасный автор. Великолепный. Мне он очень интересен даже не с музыкальной точки зрения, а как поэт. Есть ещё несколько представителей российской рэп-культуры, которые мне нравятся.

— Русский рэп сейчас на волне, а русский рок стал менее популярен. С чем это связано? Русский рэп существовал ведь и в 90-е.

— В 90-е рэп был моден, но не бил в сердце, это было что-то «пришлое», как мне сейчас кажется. А русский рок формировался на протяжении многих лет. В конце 60-х была группа Александра Градского, где он пел. К 90-му году русский рок набрал вес. Во-вторых, он был доступен, потому что многие играли на гитарах. Авторская песня, повлияла, так или иначе, все держали в руках гитары. И соответственно, рок был более-менее доступен.

Фото Аллы Григорьевой

— Для исполнителя?

— Любой мог стать исполнителем. Александр Башлачёв, кто это? Уникальный поэт, который довольно скромно играл на гитаре. Это ритмизированные тексты. Я рос на Галиче, Окуджаве, потом слушал Егора Летова, Сергея Никитина и Берковского. Потом безумных панков, многих-многих.

— Как рок перестал быть интересным для юных?

— Попробую коротко. Получилось, что рокерам стало не о чем говорить. Условный Оксимирон — человек новой формации, живёт этим днём, на сегодняшнем языке. Рокеры не живут на сегодняшнем языке. «Наше радио» — вещь со своим устоявшимся форматом, их формат мне несимпатичен, хотя я не говорю, что он плохой. Но большинству групп, которые там звучат, не о чем петь. Они произносят слова в качестве дополнения к стандартным четырём аккордам, которые слышали-переслышали два миллиарда раз.

— Гитара — это уже не современный язык?

— Ну вот с гитарой — группа «Порнофильмы».

— В Белгороде власти запретили, кстати, их концерт.

— Я считаю, что это вообще отлично, когда рок-группу запрещают.

Закончилось, как мне кажется, время электрогитар. Она, конечно, будет, но уже не главным инструментом

— Что же хорошего?

— Вот представьте, это самая популярная российская рок-группа в Ютубе. Более популярной группы, играющей просто рок, где гитара, бас, барабаны, в России нет. Это очень круто, что их запретили. Для них.

— Это увеличило их известность, доход?

— Я думаю, что у ребят всё хорошо. В Москве они собирают тысячные залы. Но опять же, русский рок закончился. Закончилось, как мне кажется, время электрогитар. Она, конечно, будет, но уже не главным инструментом.

— Может быть, русский рок временно на спаде, но вот-вот появится звезда, которая зажжёт новую эру.

— Русскому року нужны новые звёзды, у которых будет злость, интертеймент, поза в хорошем смысле. Доступные тексты, без эстетства. Я скорее занимаюсь эстетством, но учусь писать простые тексты. Пушкин крут, потому что достиг вершины: он умел писать филигранно, а потом перешагнул и стал писать эстетские филигранные вещи простым языком. У меня на это не хватает таланта.

Фото Аллы Григорьевой

— Если вернуться к музыке со смыслом, твоя публика дотягивает до твоих смыслов, как считаешь? Джим Моррисон переживал, что его аудитория не понимала, о чём он хочет сказать.

— И Егор Летов так же переживал… Я, наверное, нет. Если люди ходят и слушают, значит, это их привлекает. Я же занимаюсь песней. Песня — это совокупность текста, музыки, какой-то подачи. Если кто-то не дотягивает до текста, значит, его подкупает ещё что-то. На самом деле, пытаться размышлять, что люди понимают, а что нет, это вообще не моего ума дело. Я не должен об этом думать. Это не позёрство: «я не должен об этом думать!» (передразнивает сам себя). Но так было бы правильно, так должно быть в идеале. Если бы Мандельштам думал, правильно ли его понимают или нет, он бы писал какие-то более понятные всем стихи.

— Влияет ли качество и уровень исполнения на рост аудитории?

— Обязательно. Песня сейчас — это опять же, совокупность нескольких факторов. Текст, музыка, подача, вплоть до внешнего вида. Если сейчас появится новый Окуджава или Галич, он найдёт свою аудиторию, но она не будет обширной. Я знаю с десяток имён, которые пишут песни намного лучше, чем я, но не работают над собой как исполнители.

Я 6 лет работал финансистом, и мне есть с чем сравнивать: сидеть в офисе или играть музыку по городам и весям

— Твоя аудитория растёт?

— Я думаю да, если учесть, сколько я играю сейчас концертов.

— Сколько их было в 2017 году?

— По-моему, 102 в 70 городах.

— Бывают неудачные концерты, где мало людей?

— Мало людей — это не неудачный концерт. Неудачный концерт — это когда я плохо сделал. А когда пришли три человека — они ж пришли. Они же не виноваты, что они пришли.

— От чего зависит, сколько человек приходит?

— От множества факторов. Однажды я прилетел в один холодный город, пришло 13 человек в зал на 200 человек. Выяснилось, что с утра ударило минус 45, и кто-то физически не смог попасть. Бывает, что организаторы сработали на тяп-ляп.

Фото Аллы Григорьевой

— Ты зарабатываешь только концертами?

— Только.

— Для тебя концерты, музыка — это бизнес, предпринимательство?

— Я вообще такого слова никогда не употреблял, это не мой словарь. Даже не знаю, как ответить. То есть, я зарабатываю деньги музыкой и слава Богу. И я самый счастливый человек. Я 6 лет работал финансистом в офисе, и мне есть с чем сравнивать. Сидеть в офисе или играть музыку по городам и весям.

— Трудно далось решение уйти из финансистов в музыку?

— Я удивлён вообще, как я туда попал. Когда я закончил институт, родители показали мне сочинение первоклассника Паши Фахртдинова, в котором я писал, что хочу быть музыкантом и композитором.

— Куда податься начинающему исполнителю, дашь совет?

— За деньгами? В эстраду.

— А автору-исполнителю?

— Я не знаю. Постоянно играть, сочинять. Сочинил — и выкинул. Слушать, ездить по фестивалям, попадать на тусовки, но не чтоб себя показать, а на людей посмотреть сначала. Я везунчик, мне вечно Бог посылает таких людей, на которых я смотрю и думаю: вот это да. И само это желание «а дай-ка я песню спою» пропадает, слава Богу.

— Кто был этот человек?

— Они ж постоянно встречаются. Когда я учился в институте, я попал в рок-кабаре Алексея Дидурова. Это огромный поэт, деятель в литературных и рок-кругах. В течение 25 лет по выходным он устраивал бесплатные концерты разных людей: Окуджавы, Цоя, Башлачёва… Я услышал там Быкова и Шендеровича, когда они ещё не были так популярны, как сейчас. Просто можно было приходить и слушать.

— Как думаешь, были шансы у Вени Д`ркина выйти на новый уровень популярности, если бы его успел раскрутить Шульгин? Есть ли у барда с гитарой в России шанс выйти на многотысячную аудиторию?

— Алексею Иващенко, например, это удалось.

— Кто это?

— Ну вот, видите!.. Алексей Иващенко — это «Иваси», знаменитый бардовский дуэт. Они написали мюзикл «Норд-Ост».

— Ой, точно. Но все знают «Норд-Ост», а их имён не знают.

— Люди, которые интересуются этим, прекрасно знают. Сейчас он даёт концерты по всему миру и в довольно больших аудиториях. Был ли шанс у Вени Д`ркина? Я не знаю, но точно не буду говорить в сослагательном наклонении. Веня Д`ркин слишком особенный, слишком самостийный автор. Я думаю, что ни у какого продюсера просто ничего не получилось бы сделать с таким зубастым человеком. Всё-таки Веня — это личность, а личностью довольно трудно управлять.

— Боно — тоже личность, у которого есть свои продюсеры.

— Да, но только он их нанимает уже, продюсеров, которые могут помочь ему со звуком. Вообще продюсерство в России и на Западе, как вы понимаете, отличаются очень сильно. Потому что здесь продюсер — это человек, который толкает тебя под задницу, вкладывает в тебя деньги, и потом ты для него их отрабатываешь. А там продюсер нужен, чтобы формировать твоё звучание, к которому ты изначально предрасположен. Боно нанимает продюсера, а не продюсер нанимает себе артиста.

— Почему в России никогда не сложилось бардовской радиостанции, хотя такой музыки много?

— Интернет-радио есть. А на волнах — я не уверен, что это нужно. Пусть андеграунд остаётся андеграундом. Популярность часто портит музыкантов. Искажает смысл.

— Популярность и деньги?

— Не знаю. Деньги, наверное, портят. Но у меня больших денег никогда не было, не знаю, чем они могут меня испортить.

Фото Аллы Григорьевой

— Ты гастролируешь в США, в Германии. Кто за границей ходит на твои концерты?

— Русскоязычная публика. Бывает, попадают и сами иностранцы, остаются на концерт. Говорят потом: мы ничего не поняли, но этот драйв, эта душа, да… Будь то «Мумий Тролль», ещё кто-то — на все русские группы ходят выходцы из СССР.

— Русские американцы или немцы как-то особенно принимают музыканта с далёкой Родины?

— Разницы в реакции особенно нет. Её и не должно быть. Мир сейчас открыт. Если ты обосрался на концерте Белгороде, в Сан-Франциско тебя просто не позовут.

— Сам ходишь на концерты других музыкантов?

— У меня не особенно есть на это время, но хожу.

— Кто был последний?

— К знакомым не ради музыки хожу, ради тусовки, интереса. Был на концерте группы «Вилы», новый проект Инны Желанной, туда я пошёл ради музыки. Это было круто.

— Разные музыканты сетовали, что люди слушают музыку в интернете и на концерты всё реже ходят. Но при этом признаются, что и сами ни на чьи концерты не ходят. Как тогда могут требовать этого от слушателей?

— Логичный вывод. Я постоянно езжу со своими концертами, у меня физически времени нет часто ходить, я в Москве три дня в неделю. А, на концерт Васи Уриевского я недавно ходил. Вася хороший. Хожу, хожу.

— Под гитару за столом можешь сыграть?

— Да, я ж люблю то, чем я занимаюсь. Если за столом до меня гитара дойдёт, то порой трудно меня остановить.

— Сам с организаторами о концертах договариваешься?

— По-разному бывает. В основном меня приглашают в какой-нибудь город, например, Брянск. И я прошу ребят позвонить по своим в округе, в Курск, Белгород, чтоб и мне было поинтересней, и им подешевле с билетами. В основном так.

— Последний вопрос: Паша, у тебя не было желания взять псевдоним?

— Это моя ошибка, что я псевдоним не взял. Я начал кататься по фестивалям в 95-м году. И потихонечку к 2004 году стали приглашать уже как Пашу Фахртдинова. Многие, как Веня Д`ркин, взяли псевдонимы по фану. Так случилось. А у меня так случилось. Некоторые называют Пафа, Фахр. Но это пока небольшой круг людей.

Павел Фахртдинов

Тот, кто слабей, тот и прав

Тот, кто слабей, тот и прав.
У Светы пустой рукав.
В довоенной жизни была Света неженкой,
Любила подолгу плескаться в ванной.
А в военное — стала беженкой.
С тёткой Анной
Ютятся в каморке в Питере.
Приютили. Пока не обидели.

Света кружит внизу в центре города-кратера.
Тётка следом, на пару кругов отстав.
Света ждёт. Как-никак, тётка вместо матери.
Света ждёт. Кто слабей, тот и прав.
Тот, кто слабей, тот и прав.
У солдата в бою нет прав.
Был приказ разбомбить. Он выполнил.
Он бы спирта потом выпил Нил,
Но спирта и сто грамм не выдали.

И бранится солдат, взглядом внутрь упав:
"Сами, суки, небось, всё выжрали.
А солдату нужней. Я прав?"
Тот, кто слабее, тот прав.
Змеится к границе состав
Из броне-мать-её-техники.
Прямиком. Без дозаправ-
ки. Кислые речи агрессора,

Тухлая дипломатия.
"Глянь, какова их пресса, а!..
Как одноглаза, мать-её!.."
"Страна входит в большой состав.
Мы малы. Кто слабей,тот прав."
Тот, кто слабей, тот и прав.
Страны объединились в анклав,
Водят за нос и вводят санкции.
Эх, устроить бы всем просраться им!..

Помоги, высший суд, направь!
Кто слабее, тот прав!
Тот кто слабее, тот прав.
Высший Суд глядит из оправ
Галактических. И жаркие карлики
Шкварча, дополняют их сплав.
А тот, кто слабее того Суда,
Фасетчатый глаз направляет туда
Из мрака небытия
И шепчет: "Это не я.
Ты знаешь, Судья, что это — не я.
Тот кто слабее, тот прав".
Но он лукав.
...И чешется Светин пустой рукав.

Павел Фахртдинов интервью музыка Белгород концерт бард стихи
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует
фестивали
Музыканты стали хедлайнерами фестиваля «Ударная волна». В этом году его провели в третий раз. Кроме гостей из Москвы, в рок-н-ролльном празднике участвовали группы из различных районов Белгородской области. География широкая – это Грайворон, Ракитное, Красная Яруга, Шебекино, Томаровка (Яковлевский округ), Губкин. Порадовали зрителей и местные, борисовские музыканты. Стилистически команды выглядели очень пёстро. Звучало всё: от каверов на классические рок-...
соцсети
Губернатор Белгородской области Евгений Савченко завёл аккаунт в «Инстаграме». С 11 июня его подписчиками стали более полусотни человек, в числе которых его пресс-секретарь Дмитрий Ткачёв. Первый аккаунт Савченко в социальных сетях появился в соцсети «ВКонтакте» в июне 2017-го, накануне очередных губернаторских выборов. Контент странички руководителя региона в «Инстаграме» практически полностью совпадает с его публикациями в ВК. О том, что у Савченко появя...
дтп
Всего вчера, 15 июня, в Белгородской области случилось 4 дорожных аварии. В них пострадали 4 человека. В Белгороде в два часа дня на улице Макаренко 30-летний водитель «Калины» сбил 9-летнюю девочку. Она переходила трассу не по зебре, хотя и в непосредственной близости пешеходного перехода. Пешехода с травмами отправили к медикам. Повреждения оказались неопасными, девочку после оказания врачебной помощи отпустили домой. Около трёх часов дня в Белгороде на...
музеи
Информация о планах по ремонту выложена на федеральном портале госзккупок. В качестве заказчика работ выступает управление капитального строительства Белгородской области. Максимальная стоимость работ была определена заказчиком в 23,769 млн рублей. Деньги придут из бюджета музея. На аукцион была подана одна заявка. Тендер автоматически выиграла компания «Агрохолод». Специалисты фирмы установят в музее новые кондиционеры и проведут пуско-наладочные работы....
новости компаний
Накануне Дня медицинского работника сотрудники «Россети Центр Белгородэнерго» Вера Шишова и Наталья Бородкина отмечены благодарностями глав администраций города Белгорода и Старооскольского городского округа. Вера Шишова следит за состоянием здоровья работников «Белгородэнерго» 16 лет. Она проводит лечебно-диагностические мероприятия и профилактические обследования, в том числе с использованием перспективной медицинской аппаратуры. Инспектор по проведению...
дтп
Всего вчера, 14 июня, в Белгородской области случилось 2 дорожных аварии. В них один человек погиб и один был травмирован. В половине одиннадцатого утра в Белгороде на улице Мичурина 41-летний водитель мотоцикла Honda CBR 600F на скорости въехал в бордюр. Мотоцикл опрокинулся и повредил стоявшую «Гранту». Мужчина скончался на месте. В начале второго дня в Белгороде на улице Конева 32-летний водитель «Калины», выезжая на трассу, столкнулся со скутером, кото...
экономика
По словам главы департамента экономразвития Белгородской области, участники Петербургского экономического форума положительно оценили инициативу белгородских властей по продвижению концепции перевода машин на более экологичное топливо – газовое и электрическое. На заседании областного заксобрания Олег Абрамов представил депутатам соответствующие законы. Их направленность – как экологическая, так и экономическая. Подсчитано, что сжигание одной тонны газовог...
экология
Сегодня на площадке возле гипермаркета «Лента» по ул. Победы начал работу аппарат для сбора пластиковых бутылок и алюминиевых банок. Это самый большой подобный уличный аппарат в России. Он вмещает более 5 000 единиц тары общим весом до одной тонны. Сейчас он работает от солнечной батареи, но может сам при необходимости переключиться на питание от обычной электроэнергии. Первые три пандомата в Белгороде начали работать в апреле 2019 года. 30 апреля был запу...
Цены на ЖКУ
Депутаты Белгородского горсовета проголосовали за повышение тарифов на воду до 25 рублей за кубометр с человека (на 42%). Теперь, по расчётам директора «Белводоканала» Сергея Тараканова, платёжка семьи из четырёх человек вырастет примерно на 353 рубля — за холодную и горячую воду. По словам Сергея Тараканова несколько лет рост тарифов сдерживался, и они поднимались не более, чем на 4%. Его предприятие по этой причине терпело убытки. А сети изнашивались. По...
Новости по теме
«Художник — это же не какое-то тщедушное существо с бантом». Правила жизни скульптора Сергея Дементьева
«Хочу показать свой народ с хорошей стороны». Добрый таджик рассказал, зачем снимать на видео добрые дела
«Какие бы ни были сильные люди, потом на колени становятся». Завязавшая с героином белгородка — о наркотиках и зависимости
«Раз ты здесь, ты преступник, человеческий мусор». Рассказ арестанта о нескольких месяцах в СИЗО №3
Глава Разуменского заксобрания Александр Попов: «Нужно лишать статуса депутатов, которые не проводят в жизнь интересы народа»
«20 суток — ерунда». Владимир Чернышёв вышел из-под ареста за участие в акции против повышения пенсионного возраста
«Когда дворняги станут домашними». Организатор выставки «Пойдём домой» — о способах выживания в мире безответственных людей
«Что мой канал читают власти — это процентов 146». Владимир Корнев о телеграм-канале «Белгород №1»
«Штырь не умер». Режиссёр Александр Хант — о своём дебюте, российском кино и деньгах Минкульта
Бережной где-то между Марсом и Юпитером. Именем героя интервью Go31 назвали астероид
Спец проекты