Будем погибать. Почему в Белгородской области не смогут справиться с высокой смертностью в ДТП

Что случилось?

В Белгородском государственном технологическом университете имени В.Г. Шухова 13 марта стартовала кампания «Повод для обгона» по снижению смертности в ДТП. Авторы кампании намерены добиться этого социальной рекламой и профилактикой в образовательных учреждениях и других местах.

Кампания проходит во многих российских регионах, а её инициатором является экспертный центр «Движение без опасности», который возглавляет социальный бизнесмен Наталья Агре — она же и представляла проект в Белгороде.

Сейчас в Белгородской области ситуация катастрофическая — только в прошлом году на дорогах погибли 163 человека, а больше тысячи получили ранения.

Чем будут заниматься участники кампании?

«Рекламно-просветительскими мероприятиями». Например, по телевидению уже крутится ролик с закадровым голосом Дмитрия Губерниева, который комментирует опасную езду водителя, обгоняющего автобус по встречке.

Частью кампании станут походы сотрудников ГИБДД и волонтёров в школы, где детям расскажут о правилах дорожного движения, а также убедят отговаривать родителей от опасной езды. Такую же работу проведут и со взрослыми.

Цель кампании — снизить количество ДТП, убедив участников движения не нарушать правила и быть осторожными.

Здорово

На самом деле нет. Точнее, рекламные кампании — это тоже хорошо, но малоэффективно. Об этом, в частности, говорится в исследовании «Депривация и безопасность на дорогах», проведённом в Лондонской школе гигиены и тропической медицины (университет, в том числе, занимается исследованием воздействия внешних факторов на здоровье и безопасность населения).

В частности, там говорится, что просветительские меры важны для побуждения общества и политиков менять законодательство в области безопасности дорожного движения. Авторы исследования уверены, что пропаганда безопасного поведения на дорогах важна только в комплексе с более радикальными мерами.

Что это за меры и почему они важнее?

Самая главная мера — это снижение скорости на дорогах. Например, в Лондоне по скоростным улицам и проспектам разрешено передвигаться максимум 30 миль в час (50 км), а в жилых и других общественных районах — до 20 миль в час.

Второе — там всё время стараются сократить автомобильный трафик, пересаживая людей на велосипеды и общественный транспорт. Логика ясна: автомобили опасны, чем их меньше, тем безопаснее.

Эти и другие вещи (о них ниже) привели к тому, что сейчас уровень смертности людей в ДТП в Англии составляет 2,8 на 100 тысяч населения — это данные за 2016 год.

К примеру, в Белгородской области этот показатель за тот же период равен 12 смертям на 100 тысяч населения. В целом в России ситуация ещё хуже.

А что мешает нашим властям снизить смертность?

В первую очередь, подход. К примеру, экспертный центр считает, что люди погибают в ДТП из-за собственной беспечности или нарушения правил движения виновником аварии. И так везде. Власти тоже считают, что если люди не будут нарушать правила, то и гибнуть не будут — это отражено и в новой стратегии по безопасности на дорогах, утверждённой в январе 2018 года Дмитрием Медведевым.

В Англии подход иной: там посчитали, что дороги — это опасная и неестественная для людей среда, и именно это является причиной высокой смертности, а не неосторожность водителей или пешеходов.

А значит нужно сделать среду безопасной и попытаться максимально исключить возможность людей погибнуть.

Хватит Англии! Есть другие примеры?

Да, Швеция! Там со смертностью в ДТП ситуация обстоит ещё лучше, хоть и не идеально: 2,3 смерти на 100 тысяч населения в год. Добиться этого удалось благодаря программе Vision Zero («Ноль смертей»).

Если коротко, то подход похож на британский: в гибели людей виноваты не водители, а строители дорог, производители автомобилей и власти, утверждающие инфраструктуру дорожной сети.

Ведь водители — обычные люди, которые могут ошибаться, и учить обратному бессмысленно.

В шведских населённых пунктах вообще ограничили скорость до 30 километров в час. Эксперты пришли к выводу, что столкновение на такой скорости позволяет выжить и пешеходам, и пассажирам с водителями.

Какие ещё есть меры по снижению смертности помимо снижения скорости?

  • Как уже говорилось, пересадить людей на альтернативный транспорт. Это, кстати, поможет решить проблему пробок в городе.
  • Если в населённом пункте есть особо аварийные участки, то властям следует максимально перераспределить потоки машин на более безопасные улицы, а опасные переделать.
  • Шведы пришли к выводу, что во избежание выезда на встречную полосу между ними стоит установить разделительные барьеры — обычные штрафы не помогают.
  • Это же касается и выбора скорости для тех или иных улиц. Там, где хотя бы в теории возможно лобовое или боковое столкновение (перекрёстки, выезды), скорость будет низкой, быстро ездить можно только на магистралях без людей, перекрёстков и с односторонним движением.
  • Также страны и города, перенявшие у шведов программу Vision Zero, ввели межведомственный подход к созданию безопасных улиц.

Неужели просветительские и образовательные программы так уж плохи?

Наши с конкурсами рисования для детей «Светофор» — да. К примеру, в Англии власти придумали прогрессивную автошколу. Водители, закончившие обычные курсы, будут платить высокую страховку.

Чтобы сэкономить, можно пойти на дополнительные курсы и улучшить свои навыки — тогда скидка за страховку составит 20 процентов. Если и это дорого, то водителям предлагают ещё более квалифицированные уроки, сдать экзамены после которых очень сложно, но если получилось — плата за страховку снизится ещё на треть.

То есть водителей натурально стимулируют деньгами. В итоге на дороги выезжают профессионалы, которые гораздо реже создают аварийные ситуации. Но, как уже говорилось, не это главное.

Так почему наши власти не меняют подход, если есть положительный опыт на Западе?

На этот вопрос мы попросили ответить урбаниста и основателя «Городских проектов» Максима Каца:

«Всё это — от некомпетентности чиновников. Они не умеют выполнять свою работу хорошо. Чиновники получают должности по принципу лояльности, а не какого-то профессионализма или интереса к тому, чтобы лучше делать своё дело.

Поэтому я почти уверен, что они не читают профессиональных профильных статей на тему безопасности дорожного движения и просто руководствуются своим житейским опытом и житейскими взглядами на то, как лучше сделать.

Действительно, ещё в конце 50-х годов в Британии было доказано, что практически никакой эффективности нет у пропаганды правильного поведения на дорогах. То есть это делается, но делается в комплексе мер — и она одна из самых бесполезных. То, что это делается у нас сейчас, и на это возлагают основные надежды, это, конечно, ужасно глупо».

А можно ещё раз и коротко?

Учить людей не нарушать — бессмысленно, ведь людям свойственно ошибаться, они на то и люди. Гораздо эффективнее создать среду, в которой ошибиться сложнее.

В первую очередь нужно радикально снизить допустимую скорость в городах, уменьшить количество автомобилей на дорогах, пересадив людей на общественный транспорт и велосипеды, а также перестроить улицы так, чтобы ездить и ходить по ним было безопасно и комфортно. А ещё необходимо уволить некомпетентных чиновников.

Чтобы понять, эффективно ли всё это, достаточно сравнить две цифры за 2017 год: 254 погибших в ДТП в 10-миллионной Швеции и 163 погибших в ДТП в полуторамиллионной Белгородской области.

Я рекомендую
3 человека рекомендуют
мнение
Белгородский губернатор считает, что современная торговля на рынках уже далеко ушла от вариантов 1990-х. Поручил проверить готовность рынков области к работе в холодное время года. Ушли те времена, когда продавец весь день мог стоять на морозе в палатке, – написал глава региона на своей страничке в соцсети «ВКонтакте». Судя по всему, владельцам рынков в Белгородской области предстоит дополнительные инвестиционные ресурсы для улучшения условий торговли. Мы...
здравоохранение
Пожилого мужчину разметили на кушетке в коридоре. Прокуратура Белгорода проведёт проверку  в горбольнице №2, где ветерану с инсультом не нашлось места в палате. Родственица пожилого мужчины разместила в социальных сетях видео, на кадрах которого видно, что человек лежит в коридоре медицинского учреждения. Это 83-летний ветеран труда, которого госпитализировали с инсультом, но палаты для него в больнице не нашлось. После того, как видеороликом заинтересовал...
миграция
С января по май из Белгородской области уехали 19 720 человек, что на 339 человек больше, чем за тот же период 2018 года. Эти данные приводит Белгородстат. В Белгородскую же область из других мест переехали 22 072 человека, в итоге миграционный прирост составил 2 352 человека (в прошлом году — 550). В регионе увеличилось число мигрантов из стран СНГ на 2008 человек, из них приехали 5,7 тыс. человек, а уехали туда 3,7 тыс. белгородцев. Миграционный прирост...
реконструкция
Власти объявили тендер на реконструкцию здания поликлиники в посёлке Северном. После проведения работ оно должно стать детской школой искусств. Здание находится в доме 9а на улице Олимпийской. Сейчас Северная ДШИ расположена по соседству – в доме 12 на той же улице. В роли заказчика выступает администрация Белгородского района. Максимальную стоимость работ оценили в 24,51 млн рублей. Источник денег – бюджет муниципалитета. Подрядчик определится на аукционе...
помощь
Елизавете Акпервой из Белгородской области 17 лет, и у неё острый лимфобластный лейкоз. Девушка дважды побеждала болезнь, и дважды она возвращалась. Химиотерапия больше не помогает. Лизе нужна пересадка костного мозга, но до этого нужно прокапать курс дорогого инновационного препарата. Елизавета находится в больнице и сегодня её жизнь зависит от пакетов с короткими проводами, из-за которых она не может передвинуться даже на другой конец кровати. Девушку го...
город
Горадминистрация запланировала реконструкцию ливневой канализации на Харьковской горе. Заказчиком выступает управление капитального строительства мэрии Белгорода. Ливнёвку обновят на улицах Щорса, Губкина, Горького, Спортивной, Будённого, Костюкова, Донецкой, Пушкарной, Шаландина, Лермонтова. В целом система ливневой канализации, как предполагается, протянется под улицами Харгоры на 25 километров. Только за проект реконструкции власти готовы заплатить из г...
городская среда
В Белгороде обновляют сквер на улице Конева и благоустраивают территорию вокруг памятника известному полководцу. Подготовительные работы начались 1 июля. Строители убрали старые опоры освещения, полностью сняли дорожное покрытие, перенесли на время зелёные насаждения. На благоустройство сквера выделили более 11 миллионов рублей. По словам председателя Совета территории Дениса Загребайлова, возле памятника маршалу Коневу установят новые вазоны, высадят можж...
память
На улице Сумской благоустраивают территорию братской могилы советских воинов, погибших при обороне города осенью 1941 и освобождении Белгорода в 1943 году. На мемориальных плитах братской могилы высечены фамилии 412 воинов. В центре установлена скульптурная композиция, представляющая собой двух воинов — танкиста и пехотинца на фоне 12-метрового пилона. Проектом благоустройства предусмотрена установка фонарей и скамеек, замена тротуарной плитки. Стоимость р...
технологии здоровья
Современный мир переполнен стрессами. Гиперскорости и большой объём информации, работа в режиме многозадачности и семейные неурядицы, да и просто жизнь в «городских джунглях» приводит человека к чрезмерному напряжению, которое может закончиться, в лучшем случае, нервным срывом. Многие пытаются снять напряжение алкоголем, но такой образ жизни убивает наш организм изнутри, многие – сном, на который остаётся всё меньше времени, многие – редкими поездками на п...
Новости по теме
«Обувь портится из-за химикатов, скользко». Белгородцы оценили качество уборки снега на улицах города
Белгородская область вошла в пятёрку регионов с лучшей экологией
Куда уходит Оно. Всё, что нужно знать о выгребных ямах и септиках
Мы тоже можем. Как в Белоруссии снизили смертность в ДТП до уровня Бельгии
Зачем на Соборной площади запретили митинги и как теперь быть?
«Живое будет интересовать людей». Музыканты рассказали Go31, что думают о запретах концертов белгородскими чиновниками
Тайна белгородского сияния. Кому вредит зарево от теплиц
Илья Варламов поблагодарил белгородских мэра и губернатора за отказ от надземных переходов
Как правильно разговаривать с полицейскими и следователями и почему им нельзя верить? Отвечаем с «Адвокатским бюро "Гросс"»
«Рак груди помолодел». Кто находится в зоне риска и как уберечь себя от болезни