Будем погибать. Почему в Белгородской области не смогут справиться с высокой смертностью в ДТП

Что случилось?

В Белгородском государственном технологическом университете имени В.Г. Шухова 13 марта стартовала кампания «Повод для обгона» по снижению смертности в ДТП. Авторы кампании намерены добиться этого социальной рекламой и профилактикой в образовательных учреждениях и других местах.

Кампания проходит во многих российских регионах, а её инициатором является экспертный центр «Движение без опасности», который возглавляет социальный бизнесмен Наталья Агре — она же и представляла проект в Белгороде.

Сейчас в Белгородской области ситуация катастрофическая — только в прошлом году на дорогах погибли 163 человека, а больше тысячи получили ранения.

Чем будут заниматься участники кампании?

«Рекламно-просветительскими мероприятиями». Например, по телевидению уже крутится ролик с закадровым голосом Дмитрия Губерниева, который комментирует опасную езду водителя, обгоняющего автобус по встречке.

Частью кампании станут походы сотрудников ГИБДД и волонтёров в школы, где детям расскажут о правилах дорожного движения, а также убедят отговаривать родителей от опасной езды. Такую же работу проведут и со взрослыми.

Цель кампании — снизить количество ДТП, убедив участников движения не нарушать правила и быть осторожными.

Здорово

На самом деле нет. Точнее, рекламные кампании — это тоже хорошо, но малоэффективно. Об этом, в частности, говорится в исследовании «Депривация и безопасность на дорогах», проведённом в Лондонской школе гигиены и тропической медицины (университет, в том числе, занимается исследованием воздействия внешних факторов на здоровье и безопасность населения).

В частности, там говорится, что просветительские меры важны для побуждения общества и политиков менять законодательство в области безопасности дорожного движения. Авторы исследования уверены, что пропаганда безопасного поведения на дорогах важна только в комплексе с более радикальными мерами.

Что это за меры и почему они важнее?

Самая главная мера — это снижение скорости на дорогах. Например, в Лондоне по скоростным улицам и проспектам разрешено передвигаться максимум 30 миль в час (50 км), а в жилых и других общественных районах — до 20 миль в час.

Второе — там всё время стараются сократить автомобильный трафик, пересаживая людей на велосипеды и общественный транспорт. Логика ясна: автомобили опасны, чем их меньше, тем безопаснее.

Эти и другие вещи (о них ниже) привели к тому, что сейчас уровень смертности людей в ДТП в Англии составляет 2,8 на 100 тысяч населения — это данные за 2016 год.

К примеру, в Белгородской области этот показатель за тот же период равен 12 смертям на 100 тысяч населения. В целом в России ситуация ещё хуже.

А что мешает нашим властям снизить смертность?

В первую очередь, подход. К примеру, экспертный центр считает, что люди погибают в ДТП из-за собственной беспечности или нарушения правил движения виновником аварии. И так везде. Власти тоже считают, что если люди не будут нарушать правила, то и гибнуть не будут — это отражено и в новой стратегии по безопасности на дорогах, утверждённой в январе 2018 года Дмитрием Медведевым.

В Англии подход иной: там посчитали, что дороги — это опасная и неестественная для людей среда, и именно это является причиной высокой смертности, а не неосторожность водителей или пешеходов.

А значит нужно сделать среду безопасной и попытаться максимально исключить возможность людей погибнуть.

Хватит Англии! Есть другие примеры?

Да, Швеция! Там со смертностью в ДТП ситуация обстоит ещё лучше, хоть и не идеально: 2,3 смерти на 100 тысяч населения в год. Добиться этого удалось благодаря программе Vision Zero («Ноль смертей»).

Если коротко, то подход похож на британский: в гибели людей виноваты не водители, а строители дорог, производители автомобилей и власти, утверждающие инфраструктуру дорожной сети.

Ведь водители — обычные люди, которые могут ошибаться, и учить обратному бессмысленно.

В шведских населённых пунктах вообще ограничили скорость до 30 километров в час. Эксперты пришли к выводу, что столкновение на такой скорости позволяет выжить и пешеходам, и пассажирам с водителями.

Какие ещё есть меры по снижению смертности помимо снижения скорости?

  • Как уже говорилось, пересадить людей на альтернативный транспорт. Это, кстати, поможет решить проблему пробок в городе.
  • Если в населённом пункте есть особо аварийные участки, то властям следует максимально перераспределить потоки машин на более безопасные улицы, а опасные переделать.
  • Шведы пришли к выводу, что во избежание выезда на встречную полосу между ними стоит установить разделительные барьеры — обычные штрафы не помогают.
  • Это же касается и выбора скорости для тех или иных улиц. Там, где хотя бы в теории возможно лобовое или боковое столкновение (перекрёстки, выезды), скорость будет низкой, быстро ездить можно только на магистралях без людей, перекрёстков и с односторонним движением.
  • Также страны и города, перенявшие у шведов программу Vision Zero, ввели межведомственный подход к созданию безопасных улиц.

Неужели просветительские и образовательные программы так уж плохи?

Наши с конкурсами рисования для детей «Светофор» — да. К примеру, в Англии власти придумали прогрессивную автошколу. Водители, закончившие обычные курсы, будут платить высокую страховку.

Чтобы сэкономить, можно пойти на дополнительные курсы и улучшить свои навыки — тогда скидка за страховку составит 20 процентов. Если и это дорого, то водителям предлагают ещё более квалифицированные уроки, сдать экзамены после которых очень сложно, но если получилось — плата за страховку снизится ещё на треть.

То есть водителей натурально стимулируют деньгами. В итоге на дороги выезжают профессионалы, которые гораздо реже создают аварийные ситуации. Но, как уже говорилось, не это главное.

Так почему наши власти не меняют подход, если есть положительный опыт на Западе?

На этот вопрос мы попросили ответить урбаниста и основателя «Городских проектов» Максима Каца:

«Всё это — от некомпетентности чиновников. Они не умеют выполнять свою работу хорошо. Чиновники получают должности по принципу лояльности, а не какого-то профессионализма или интереса к тому, чтобы лучше делать своё дело.

Поэтому я почти уверен, что они не читают профессиональных профильных статей на тему безопасности дорожного движения и просто руководствуются своим житейским опытом и житейскими взглядами на то, как лучше сделать.

Действительно, ещё в конце 50-х годов в Британии было доказано, что практически никакой эффективности нет у пропаганды правильного поведения на дорогах. То есть это делается, но делается в комплексе мер — и она одна из самых бесполезных. То, что это делается у нас сейчас, и на это возлагают основные надежды, это, конечно, ужасно глупо».

А можно ещё раз и коротко?

Учить людей не нарушать — бессмысленно, ведь людям свойственно ошибаться, они на то и люди. Гораздо эффективнее создать среду, в которой ошибиться сложнее.

В первую очередь нужно радикально снизить допустимую скорость в городах, уменьшить количество автомобилей на дорогах, пересадив людей на общественный транспорт и велосипеды, а также перестроить улицы так, чтобы ездить и ходить по ним было безопасно и комфортно. А ещё необходимо уволить некомпетентных чиновников.

Чтобы понять, эффективно ли всё это, достаточно сравнить две цифры за 2017 год: 254 погибших в ДТП в 10-миллионной Швеции и 163 погибших в ДТП в полуторамиллионной Белгородской области.

Я рекомендую
3 человека рекомендуют
спорт
В Испании на континентальном чемпионате Европы по самбо старооскольский спортсмен Кирилл Сидельников завоевал титул победителя. Континентальный чемпионат собрал в Хихоне 29 стран-участниц и более 238 спортсменов, представляющих Армению, Азербайджан, Белоруссию, Бельгию, Болгарию, Венгрию, Германию, Грецию, Грузию, Голландию, Ирландию, Израиль, Испанию, Италию, Кипр, Латвию, Литву, Молдову, Македонию, Румынию, Россию, Словакию, Словению, Сербию, Турцию, Укр...
дтп
В Шебекинском районе в пятницу, 17 мая, 72-летний водитель «ВАЗ-2110» не справился с управлением, врезался в стоявший на обочине «ВАЗ-2108», а затем в дерево. Пострадавшего пенсионера доставили в больницу. В Шебекине в этот день 22-летний водитель «ВАЗ-2113» не справился с управлением и вылетел на тротуар, где сбил двух женщин 68-ми и 69-ти лет. С травмами их госпитализировали.  В Белгороде на пересечении улицы Белгородского полка с проспектом Славы 35-лет...
эвакуация
Людей эвакуировали из крупных торгово-развлекательных центров, вокзалов, аэропорта. Посетителям пришлось покинуть Сити Молл, Мега Гринн, РИО, «Модный бульвар», авто- и железнодорожный вокзалы, универмаг «Белгород». Причиной эвакуаций стали вирусно-веерные звонки. Об этом Go31 рассказали источники в правоохранительных органах. Как сообщают очевидцы, универмаг «Белгород» уже работает в штатном режиме. Читайте также: «В Белгороде новая волна эвакуаций: аэропо...
эвакуация
Это происходит, в частности, в Сити Молле, РИО, Мега Гринне, авто- и железнодорожном вокзалах, «Модном бульваре». На месте работают представители экстренных служб: полиция, спасатели, газовики. Людей эвакуировали и из универмага «Белгород». Здание огорожено лентой, потенциальных посетителей просят проходить мимо. Полицейские говорят, что оградительную ленту «мотают» сегодня уже не в первый раз.
Протест
Жители окрестных домов в районе автовокзала, 5-й день протестующие против строительства в сквере, записали видеообращение к губернатору Евгению Савченко. В нём они просят главу региона остановить строительство торгового центра в сквере. По их словам, сквер пользуется большой популярностью у местных жителей и является единственным зеленым уголком в их районе, окружённом торгово-развлекательными гигантами, автодорогами с интенсивным движением и многочисленны...
акции
Около 15 белгородцев вышли к зданию мэрии на акцию за свободные выборы градоначальника. Пикет организовал активист Евгений Соколов. В акции участвовали координатор белгородского штаба Алексея Навального Евгений Карпов, кандидат в мэры на конкурсе в 2019 году Оксана Михайлик и другие горожане. На плакатах участников пикета написаны лозунги: «Беда в стране, где власть себя назначает, а не выбирает», «Только мэр, избранный без фильтров, может стать народным»,...
дети
В Грайворонском районе сотрудники Госавтоинспекции задержали школьный автобус, который с грубыми техническими неисправностями, перевозил детей на соревнования.  В ГИБДД сообщили, что при проверке автобуса, осуществлявшего организованную перевозку детей из Старого Оскола в Грайворон для участия в спортивных соревнованиях, выявили неисправности тормозной системы и рулевого управления. Автобус задержали и поместили на специализированную стоянку. В отношения в...
кража
В неприятную историю попала жительница Валуйского района, оставившая без присмотра сумку на скамейке возле кабинета врача в местной поликлинике: из сумки украли кошелёк с деньками и банковскими картами. Как сообщили в региональном управлении МВД, подозреваемую в краже задержали. По словам злоумышленницы, проходя мимо кабинета врача, она заметила чужие вещи и незаметно достала из сумки кошелёк, в котором находились 27 тысяч рублей, паспорт и банковские карт...
политика
В Белгородском областном суде начали рассматривать дело по иску администрации поселка Разумное о признании собрания поселкового совета неправомочным и его роспуске. Совет, в который большинство мандатов на выборах в сентябре 2018 года получили коммунисты, лишился кворума 11 апреля. Тогда 7 из 15 депутатов добровольно сложили полномочия. Без кворума из двух третей депутаты не могут проводить собрания и принимать законы. Оставшиеся 8 депутатов полагают, что...
Новости по теме
«Обувь портится из-за химикатов, скользко». Белгородцы оценили качество уборки снега на улицах города
Белгородская область вошла в пятёрку регионов с лучшей экологией
Куда уходит Оно. Всё, что нужно знать о выгребных ямах и септиках
Мы тоже можем. Как в Белоруссии снизили смертность в ДТП до уровня Бельгии
Зачем на Соборной площади запретили митинги и как теперь быть?
«Живое будет интересовать людей». Музыканты рассказали Go31, что думают о запретах концертов белгородскими чиновниками
Тайна белгородского сияния. Кому вредит зарево от теплиц
Илья Варламов поблагодарил белгородских мэра и губернатора за отказ от надземных переходов
Как правильно разговаривать с полицейскими и следователями и почему им нельзя верить? Отвечаем с «Адвокатским бюро "Гросс"»
«Рак груди помолодел». Кто находится в зоне риска и как уберечь себя от болезни