Какое будущее ждёт университеты после подписания «страшного приказа №636», почему нужно пользоваться открытыми лицензиями и как будут бороться с фирмами, занимающимися дипломами на заказ. Об этом рассказал президент Ассоциации интернет-издателей (АИИ), завкафедрой новых медиа и теории коммуникации МГУ им. Ломоносова Иван Засурский на встрече с белгородскими студентами факультета журналистики.
Накануне ректор НИУ «БелГУ» подписал с АИИ соглашение, согласно которому дипломы выпускников вуза выложат в открытый доступ.
Третья проблема России – фальшивые дипломы
«Я стараюсь сделать так, чтобы максимальное количество знаний было в открытом доступе, потому что в России много проблем: фальшивые дипломы, плохие специалисты, недостаток внимания, темнота. Семь бед – один ответ. Знания и культурные ценности должны быть в открытом доступе. Толстой (Лев Николаевич – прим.) был одним из первых людей, который сделал свои произведения общественным достоянием.
Россия – одна из немногих стран, где открытые лицензии становятся частью национального законодательства. Медведев, будучи президентом, понимал: если Россия хочет иметь свою «Википедию» и развиваться, нужно создать инструменты, которые позволят распространять в открытом доступе научные статьи и другие работы, не ущемляя права автора. В 2014 году были внесены изменения в Гражданский кодекс, появилась статья №1286.1 «Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы и искусства». Все научные архивы, как правило, используют Creative Сommons. В России есть крупнейший научный проект – «КиберЛенинка», где размещают научные статьи, три четверти из них – на Creative Сommons».
CreativeСommons, или CC – организация, которая помогает свободно обмениваться произведениями в открытом доступе, не нарушая прав автора. СС создала бесплатные для использования свободные и несвободные публичные лицензии. С их помощью авторы могут чаще публиковать в интернете свои работы без страха, что кто-то нарушит права: присвоит себе их научную работу, курсовую или дипломную. Потребители контента – студенты и преподаватели – могут легально пользоваться научными трудами.
Проверим Вернадского на прочность
Засурский рассказал о новом проекте «Ноосфера. Запуск». Благодаря ему в апреле 2017 года будет запущена Федеральная резервная система банков знания, состоящая из русскоязычных площадок, где размещаются научные и учебные статьи, – «Киберленинки», «Научного корреспондента», вики-ресурсов, Библиотеки Максима Мошкова.
«Мы проверяем гипотезу академика Вернадского. Он считал, что во Вселенной ситуация способствует выведению нового типа общества, которое основано на науке, как движущей силе прогресса, и которая основана на том, что научное знание и человеческий ум становятся силой, меняющей мир на земле. Геологи говорят, что человечество вступило в эпоху антропоцена. Люди стали большой силой, которая меняет рельеф, оставляет следы на земле: глобальное потепление, озоновые дыры. Мы разумно это делаем? Если мы соберём всю информацию в открытом доступе, научимся с ней работать, может быть, мы придумаем что-нибудь такое, что поможет нашей матушке-земле жить долго и счастливо».
Сила авторского права: 500 жертв, 50 или 100 тысяч рублей с каждого
«Многие компании и издания финансируются бюджетами. Какой смысл скрывать их научные труды от народа. Если вы написали книжку и не хотите, чтобы кто-нибудь прочёл, не трогайте Creative Commons. Если статью – публикуйте её в газете. Если вы хотите, чтобы информация разошлась – публикуйте её на открытых лицензиях. Тогда вас прочитают.
Когда вы выкладываете информацию на открытых лицензиях, вы снимаете ответственность с тех, кто пользуется вашей работой. Если вы этого не сделали и кто-то воспользовался вашей работой… В таком случае вы можете немного заработать. В 98-м году я продал права на электронное использование своей книжки «Реконструкция России» за 300 долларов. Книга была опубликована в открытом виде без всяких «Креатив коммонс». Сколько рефератов, дипломов и книг содержат куски из моего исследования? Если я захочу перейти на тёмную сторону, вдруг у меня будут совсем плохи дела, то могу взять юристов в долю... Примерно, 500 жертв. Может быть, среди них есть мои друзья. С каждого можно потребовать по 50 и 100 тысяч в зависимости от заимствований. У нас люди очень неграмотно используют авторские права».