«Мы абсолютно беззащитный народ». В Белгородском госуниверситете цыгане рассказали о борьбе со стереотипами

В НИУ «БелГУ» прошла встреча Федеральной национально-культурной автономии цыган России с белгородскими студентами. Представители автономии рассказали о пятивековой истории цыган в России, а также о негативных стереотипах и мифах, которые сложились в последнее время вокруг них. По словам президента автономии Надежды Деметер, наибольшую роль в этом в девяностые годы сыграла пресса, которая и создала образ целого криминального народа.

Как рассказала Надежда Деметер, один из самый сложных период в жизни цыган пришёлся на первую половину ХХ века. Сначала в СССР появилась уголовная статья за бродяжничество. Это повлекло за собой очень сложный переход от кочевнического образа жизни к оседлому. В 30-е годы прошлого века цыгане столкнулись со сталинскими репрессиями, и очень многие среди них отправились в лагеря по 58-й статье. Кроме того, во время немецкой оккупации цыган наравне с евреями отправляли в концентрационные лагеря.

Однако во второй половине прошлого века в СССР, по словам Деметер, к цыганам стали относиться дружелюбно и положительно. Изменилось это в 90-е годы.

— Не зная ничего о жизни цыган, не имея представления об их образе жизни, журналисты позволили себе писать всё, что угодно, — говорит Надежда Деметер. — Ведь свобода слова имеет обратную сторону. Пресса стала писать о криминальной жизни криминальной части цыган. Но ведь разве криминал — это проблема одних только цыган? Ведь криминальные структуры есть у любого народа, это общая проблема для всех. У меня даже ощущение было, что эта волна негатива была специально запущена какими-то мафиози, ведь мы абсолютно беззащитный народ, который не может дать отпор, и можно на него свалить всё, что угодно. Но здесь пошла такая реакция, что цыгане теперь сами чувствуют себя виноватыми.

Как пояснила Надежда Деметер нашему корреспонденту, их автономия понимает, из-за какой части цыган о них складываются отрицательные стереотипы, и старается её адаптировать к нормальной жизни.

— Главная проблема здесь — это образование. Мы стараемся уделять большое внимание детям, многие из них даже не владеют достаточно русским языком, чтобы полноценно обучаться в школах. При этом многие цыгане боятся перестать быть цыганами после того, как начнут учиться в школах. Но ведь русские не перестали быть русскими, когда сняли с себя лапти и сарафаны. Мы им объясняем, что не нужно так держаться за свою самобытность, тем более, что она от этого не потеряется.

При этом она пояснила, что при Советском Союзе цыгане могли входить в ячейку среднего класса, не имея вообще никакого образования.

— Тогда цыгане могли заниматься бизнесом, спекуляцией, и у них не было никакой конкуренции, — говорит Надежда Деметер. — При этом они делали очень полезное дело для всей страны: покупали товар там, где был его переизбыток, и продавали, где его не хватало. Но в 90-е всё изменилось, рынок нужно было знать изнутри, а не на том уровне, на котором его знали цыгане. И тогда они просто не выдержали конкуренции.

Кроме того, представители автономии устроили для студентов небольшой концерт, чтобы познакомить их со своей культурой.

цыгане БелГУ
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Комментарии