Художник Копейкин: Россия пропустила эпоху Возрождения

Известный и самый востребованный российский художник, основатель мультреализма Николай Копейкин много лет живёт в Санкт-Петербурге, работал в Москве, а в юности жил и учился в Белгороде, закончил факультет иностранных языков БГПИ (нынешний БелГУ) и аспирантуру в Технологе. Его картины выставляются в галереях и музеях по всему миру, а после экспозиций быстро раскупаются коллекционерами. Художник Копейкин играет в известном музыкальном коллективе «Н.О.М.» и возглавляет объединение художников КОЛХУИ (Gо31.ru: «Колдовские художники», миссия – «разочаровать» зрителя, «снять чары», показать действительность без иллюзий и прикрас). Корреспонденты Go31.ru побывали в мастерской у Николая Копейкина, которая находится в самом центре Санкт-Петербурга. Он рассказал, почему мы живём при диктатуре, какие книги пора сжигать и почему художнику противопоказано профессиональное образование.

– В вашем объединении КОЛХУИ нет ни одного художника с профессиональным образованием. Вы говорите, что оно художнику не только не нужно, но даже мешает. Считаете, что Пикассо и другим великим оно навредило?

– Буквально недавно я был в музее Пикассо в Барселоне. Там выставлены его работы того периода, когда он учился в академии. Вот честно скажу: есть там такие, что называется, плюнь и разотри, такая мура. Прошёл бы мимо и даже не обратил внимания. Это уровень такого союза художников какого-нибудь маленького провинциального городка. Не буду говорить, какого.

– Пикассо стал великим художником вопреки своему профессиональному образованию, а не благодаря?

– Вопреки, именно.

– Недавно приходилось встречаться с вашим коллегой Платоном Петровым. Потомственный петербургский художник, авангардист, закончил Репинку. Я спросила его, что он думает о том, что «Колдовские художники» и вы, в частности, мягко говоря, без пиетета относитесь к профессиональному художественному образованию. И Платон ответил, что, по его мнению, художника делает его судьба, а не отсутствие или наличие образования.

– Я думаю, что Платон в какой-то мере прав. Чаще всего для художника судьбоносным становится не столько его творчество, сколько случай. И как художник он от этого не становится меньше или больше.

IMG_5226 - копия

– По вашему мнению, что происходит с человеком, когда он видит сатиру на себя? Вот сел человек читать «Мёртвые души» Гоголя, и…

– …он в каждой этой душе свою найдёт. «Мёртвые души» Гоголя – единственное произведение, которое показывает русскую душу полностью. Вся она состоит у нас из этих Собакевичей, Коробочек. Эта книга – действительно зеркало русской души.

– Вы тоже собираете эту энциклопедию?

– Не задумывался об этом. Но я воспитывался на Гоголе, это мой любимый писатель с детства, как и Салтыков-Щедрин.

– Фотография освободила живопись от нужды повторять натуру. Получается, если бы не было фотографии, вполне могло не быть и мультреализма.

– Более похоже, чем на фотографии, уже не получается. Потому и появились всякие импрессионисты и стали что-то другое рисовать. И они действительно дали толчок живописи, которая решает чисто живописные задачи. И реалисты сейчас просто повторяют фотографию.

– А чем занимаются гиперреалисты? Хотят переплюнуть реалистичность фотографии?

–  Как таковое это направление в искусстве не очень серьёзное: я хочу показать, как я владею кистью, краской, холстом. У меня даже есть такая картинка, называется «Дурачки». Её персонажи, семья, перефотографировали свои старые фотографии. Это мартышкин труд. 

– Может, когда-то потом будут писать: мультреализм оказал влияние на искусство и поколение начала двухтысячных.

– В принципе я радуюсь, если на человека как-то моя работа влияет. Может, кого-то она и воспитает. Кстати, в последнее время стала прямо серьёзно влиять. За последний год уже четверо обратились ко мне за помощью в написании диссертаций по мультреализму.

– Вы говорили, что европейский зритель спокойнее относятся к вашим выставкам, чем российский. А чиновники от культуры вообще болезненно реагируют.

IMG_5093

– Ну не все не понимают, многие нормальные. А другие говорят: мы всё понимаем, но так нельзя, не принято. Все современные громкие радикальные акции, всё это ответ на линию партии. У нас реакционные власти, мы живём в диктатуре. Она не та, которая была при Сталине, много чего можно. Но всё равно это диктатура. Вертикаль власти слишком давит. Общественные организации, которые помогают людям, задавлены. НКО – нежелательные, нерезиденты. И у человека всё меньше и меньше возможности доказать, что он не верблюд.  Кто виноват? Владимир Владимирович опять ничего не знает?

– Сложно вспомнить время, когда в России было по-другому.

– Церковные наши представители всё говорят о милосердии. В отличие от европейской цивилизации, наша страна не пережила очень важного периода после Средневековья. Во всей западной Европе была эпоха Возрождения. Это было счастливое время для Европы, когда короли начали философствовать, а философы царствовать. Это то, о чём говорил Сократ в своё время. Наступила эпоха возрождения, основанная на новых философских идеях. А основывались эти идеи на гуманизме. Отношение друг другу – как ты хочешь, чтоб к тебе относились. Это было совсем другое искусство. Воспевалась красота отношений, человеческих отношений. Это, можно сказать, аналог русских передвижников. Искусство стало доступным даже для людей с невысоким доходом. Картины, которыми люди украли свои жилища. Люди стали материально лучше жить. Всё это породило огромную культуру отношения человека к человеку, основанную на гуманизме. Не на милосердии, сегодня я подам, а завтра нет, а на гуманизме. Там, на Западе, тоже есть свои недостатки, никто ничего не говорит. Но по уровню жизни и по отношению друг к другу мы совсем разные.

– Может быть, дело в разнице между католической и православной традицией?

– Это их теологические дискурсы междоусобицы между христианами. Он владеют ими лучше, чем мы, обычные граждане. Сейчас пытаются за уши притянуть  Андеря Рублёва, который был гуманистом. Он был иконописец и один! Не может один человек заменить всю эпоху Возрождения в Росси. У них были тысячи таких художников, а у нас только один. Один человек – это не эпоха. А там была целая тенденция.

– Когда-нибудь в России случится эпоха Возрождения?

– Надо сделать высшее образование обязательным. Кто хочет работать, пусть идёт на заочное. И на это нужно много сил и средств. Но легче нанять церковь и купить СМИ, пусть пудрят людям мозги. Тупым народом легко управлять.

– Вы верите в какое-то предназначение интеллигенции, её функцию? Для вас вообще существует такой термин?

– Существует. Как Луна, которая тоже существует. Но если серьёзно, по идее, интеллигенция – это умы общества, но умы, которые берут на себя и такую этическую сторону, как  честь. Но разобщённость её чувствуется. Кто-то что-то делает, кто-то перемещается на кухню. Каждый сам по себе.

– А у вас нет ощущения, что вы тоже одиноки со своим мыслями?

– Нет, мне есть, с кем разделить свои мысли. Кстати, интеллигенция не делает революции. Она может только указывать властям: вы не то делаете. Но она тоже вся разная, разношёрстная, эта интеллигенция.

– По какому принципу вы её делите?

– На два лагеря. Как обычно, с одной стороны это евреи, которые якобы мутят воду, и белоленточники. А с другой – те, кто себя ощущают великороссами с имперскими амбициями, уверенные, что у русского государства есть миссия, которую оно должно выполнить. Вот сейчас упала цена на эту почву по имени нефть.

– Ваши картины анимировали для клипа к песне группы «Ленинград» про Химкинский лес. А сами вы не думали нарисовать полнометражный мультфильм?

– Думать – думал. Но это очень сложно по времени. Одну минуту анимации «Звёздного ворса» я делал три месяца. Я не умею пользоваться программами, флешами и так далее, просто по старинке рисовал, потом картинки в фотошопе собирал, потом в премьере. Мультик можно было бы снять, но пока не вижу, зачем.

– Современная отечественная анимация уступает не только западной, но и советской. И не только в технологиях. Те же «Три богатыря», к примеру. Нет хороших рисовальщиков?

– Я знаком с авторами «Трёх богатырей», организаторы мультипликационного фестиваля уже два года их и меня приглашают в жюри. Для них это такой коммерческий проект, и продюсеры требовали именно такой картинки. Дело в том, что наши продюсеры много чего не понимают, а сама публика не очень требовательная. Я как-то даже столкнулся с такой позицией: уважаемое издательство, но печатает книги, на которые страшно смотреть. Все эти розовые лошадки, ужасная графоманская дрянь, издают это миллионными тиражами, засоряют головы детям. А знаете, почему? Потому что дети не покупают книг, им их покупают родители. Идёт мамаша, она увидела этого розового пони. А для неё это предел её совковых детских мечтаний. Другое издательство издаёт книги Сергея Ватагина, он потрясающий детский художник, один из лучших иллюстраторов, которых я когда-либо видел. Я говорю: такие книги должны расхватывать. Он отвечает: не поверишь, Коля, провал полнейший! Эту книгу хочется держать и не отпускать, но это не покупается, потому что другое издательство миллионными тиражами забило людям баки своей дрянью. А ребёнок смотрит на неё, и она ему нравится. Дети – они же, как щенки-собачки, им всё равно, что кошечка, что кусочек говна. И то и другое сладко для них. Это у него оседает, он потом и вырастает с таким фиговым культурным слоем. Так как мама-дура увидела красочную картинку и не поняла, что это просто какие-то суррогатные выхлопы, подделки под диснеевские фильмы, безвкусица и пошлятина.

Николай Копейкин с музыкантами группы "Н.О.М."

– И что с этим делать со всем?

– Расстрелять на хрен. Сжечь все эти книги по-фашистски!

– Если бы они имели возможность чаще видеть рисунки ваши и Ватагина, их вкусы трансформировались бы?

– На мамаш мои рисунки никак не влияют. Мамаши не ходят по таким выставкам. Они если и ходят, то по большим проспектам, в Эрмитажи, в Русский музей, а не по галереям. Они не знают этой жизни. Рождение художника, его становление, вся эта движуха происходит в галереях. А в музеях его потом хоронят.

– В постоянной экспозиции питерского музея-галереи «Эрарта» висят ваши картины, в том числе, знаменитые «Слоны». И «Эрарта» – вполне популярное заведение в Питере.

– «Эрарта» – это такая, как писал Ленин, детская болезнь новизны в коммунизме. Она и называется музеем-галереей, это такой дворец молодёжи, юношеского творчества. Там проводят всевозможные мероприятия, многие из них очень интересны. Мне больше всего нравятся спектакли и концерты. А в плане живописи там такой застой, я считаю, хотя неплохие выставки тоже бывают. «Эрарта» сделала шаг навстречу народу. Ну и немножко базар там устроила. Хорошее место, пусть развивается.

Художник Копейкин: Россия пропустила эпоху Возрождения (фото) - фото 9
Художник Копейкин: Россия пропустила эпоху Возрождения (фото) - фото 10
Искусство культура Копейкин мультреализм
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

город
В Центральном парке Белгорода 12 октября состоялась осенняя выставка-раздача бездомных животных, где три десятка собак из пансионата временного содержания ждали своих новых хозяев. Акция «Пойдём домой!» проходит в областном центре каждую осень и весну с 2014 года. За это время дом появился более чем у 350 собак. Этой осенью волонтёры привезли на выставку 32 взрослые собаки и четырёх щенков. Жители города могли пообщаться с животными и, при желании, бесплат...
задержание
Преступление было совершено в 1998 году в Старом Осколе. Тогда в северо-восточной части города около своего дома был убит предприниматель. Жертве нанесли несколько ножевых ранений. Как сообщили в УМВД региона, конфликт с убийцей возник из-за долгов. Оперативники установили личность предполагаемого подозреваемого. Однако найти его тогда не получилось. Расследование уголовного дела приостановили. Выйти на след убийцы удалось лишь спустя два десятка лет. Мужч...
выставки
Экспозицию представили в белгородской галерее фотоискусства им. В. А. Собровина. Валерий Морев фотографирует почти 50 лет. Большая часть его творческого пути связана с работой в ведущем советском, а затем российском информационном агентстве – ИТАР-ТАСС. В силу специфики работы автор преуспел прежде всего в репортажной, портретной съёмке. ТАСС – организация, которая позволяла повышать свой профессионализм. Над каждым новым сотрудником брали шефство редактор...
мнения
Напомним, что в тела новорождённых обнаружили в Белгороде и Губкине. В первом случае ребёнка нашли с бумажным кляпом во рту. Во втором случае, по мнению специалистов, ребёнок родился мёртвым. Мы ознакомились с комментариями пользователей в группе «Авто Белгород» в соцсети «ВКонтакте». «Вот и пожинаем плоды запрета и вмешательства РПЦ. Аборт – грех, но это личное дело каждой женщины», – считает Александра Чеченева. «Работы нет. Денег нет. Жилья нет. Ну и чт...
школа
Мэр Белгорода Юрий Галдун оценил питание в школьных столовых. И, по мнению градоначальника, меню надо разнообразить. Побывал в трёх городских школах, проверил, как реально кормят в школьных столовых. Попробовал - вкусно. Но меню, считаю, нужно разнообразить. Ещё один важный вопрос – качество сервиса: посуда, мебель, обслуживание. Есть над чем работать. — написал Юрий Галдун на своей страничке в соцсети «ВКонтакте».
Новости компаний
В музее связи белгородского филиала ПАО «Ростелеком» открылась выставка «Политик и гражданин», посвящённая 90-летию Николая Рыжкова. На выставке представлены документы, фотографии, книги, коллекции марок и личные вещи Николая Рыжкова — члена Совета Федерации РФ и Героя Труда России. Николай Рыжков – дважды Лауреат Государственной премии СССР, академик Российской инженерной академии и технологической академии РФ. Он же автор шести изобретений в области свар...
транспорт
В субботу, 12 октября, в Белгороде состоится полумарафон Puls, из-за чего в центре города ограничат движение транспорта. Для машин с 7 утра закроют улицы Победы — от улицы Чумичова до Театрального проезда, Попова — от Гражданского проспекта до Харьковской, Харьковскую — от Попова до Супруновской, Театральный проезд — от Свято-Троицкого бульвара до улицы Победы, Свято-Троицкий бульвар — от Театрального проезда до проспекта Богдана Хмельницкого, малый проезд...
спасение
Обвал грунта произошёл во время ремонтных работ канализации на улице Юннатской. Двое рабочих оказались под землёй. Как сообщили в региональном управлении МЧС, инцидент произошёл в пятницу в 11:10. Прибыв на место, спасатели обнаружили мужчин по пояс заваленными землёй. Перед специалистами стояло несколько задач: во-первых действовать нужно аккуратно, чтобы не вызвать ещё большего обрушения грунта, а во-вторых рабочие могли быть травмированы. К счастью, спа...
происшествие
В Губкине на территории пункта приёма твёрдых бытовых отходов ООО «Флагман» нашли тело новорождённого ребёнка. Следственный комитет проводит проверку. По предварительным данным, тело мальчика обнаружили 8 октября во время сортировки поступивших отходов. Судмедэксперты установили, что ребёнок родился мёртвым. Следователи проводят комплекс проверочных мероприятий, направленный на установление всех обстоятельств произошедшего. По результатам проверки будет пр...
Новости по теме
«Аниме — мир, который ты в жизни не видел». Почему белгородские подростки предпочитают японскую анимацию советской
Арсений Ашомко: Интернет во всём мире – зарегулированная история
Переводчик Людмила Михайлова: В Китае многое удивляет. Но потом понимаешь, как это логично
Даниил Калатура-Пугачёва: «На меня покушались, унижали и в чём только не обвиняли хейтеры»
«Пусть не выходят, чтобы не было насилия». Экс-начальник белгородского УВД Юрий Хлудеев — о действиях полиции на акциях протеста
Оперный певец на велосипеде. Зачем Хурсанд Шеров едет в Киев
«Художник — это же не какое-то тщедушное существо с бантом». Правила жизни скульптора Сергея Дементьева
«Хочу показать свой народ с хорошей стороны». Добрый таджик рассказал, зачем снимать на видео добрые дела
«Какие бы ни были сильные люди, потом на колени становятся». Завязавшая с героином белгородка — о наркотиках и зависимости
«Раз ты здесь, ты преступник, человеческий мусор». Рассказ арестанта о нескольких месяцах в СИЗО №3
Спец проекты