Художник Копейкин: Россия пропустила эпоху Возрождения

Известный и самый востребованный российский художник, основатель мультреализма Николай Копейкин много лет живёт в Санкт-Петербурге, работал в Москве, а в юности жил и учился в Белгороде, закончил факультет иностранных языков БГПИ (нынешний БелГУ) и аспирантуру в Технологе. Его картины выставляются в галереях и музеях по всему миру, а после экспозиций быстро раскупаются коллекционерами. Художник Копейкин играет в известном музыкальном коллективе «Н.О.М.» и возглавляет объединение художников КОЛХУИ (Gо31.ru: «Колдовские художники», миссия – «разочаровать» зрителя, «снять чары», показать действительность без иллюзий и прикрас). Корреспонденты Go31.ru побывали в мастерской у Николая Копейкина, которая находится в самом центре Санкт-Петербурга. Он рассказал, почему мы живём при диктатуре, какие книги пора сжигать и почему художнику противопоказано профессиональное образование.

– В вашем объединении КОЛХУИ нет ни одного художника с профессиональным образованием. Вы говорите, что оно художнику не только не нужно, но даже мешает. Считаете, что Пикассо и другим великим оно навредило?

– Буквально недавно я был в музее Пикассо в Барселоне. Там выставлены его работы того периода, когда он учился в академии. Вот честно скажу: есть там такие, что называется, плюнь и разотри, такая мура. Прошёл бы мимо и даже не обратил внимания. Это уровень такого союза художников какого-нибудь маленького провинциального городка. Не буду говорить, какого.

– Пикассо стал великим художником вопреки своему профессиональному образованию, а не благодаря?

– Вопреки, именно.

– Недавно приходилось встречаться с вашим коллегой Платоном Петровым. Потомственный петербургский художник, авангардист, закончил Репинку. Я спросила его, что он думает о том, что «Колдовские художники» и вы, в частности, мягко говоря, без пиетета относитесь к профессиональному художественному образованию. И Платон ответил, что, по его мнению, художника делает его судьба, а не отсутствие или наличие образования.

– Я думаю, что Платон в какой-то мере прав. Чаще всего для художника судьбоносным становится не столько его творчество, сколько случай. И как художник он от этого не становится меньше или больше.

IMG_5226 - копия

– По вашему мнению, что происходит с человеком, когда он видит сатиру на себя? Вот сел человек читать «Мёртвые души» Гоголя, и…

– …он в каждой этой душе свою найдёт. «Мёртвые души» Гоголя – единственное произведение, которое показывает русскую душу полностью. Вся она состоит у нас из этих Собакевичей, Коробочек. Эта книга – действительно зеркало русской души.

– Вы тоже собираете эту энциклопедию?

– Не задумывался об этом. Но я воспитывался на Гоголе, это мой любимый писатель с детства, как и Салтыков-Щедрин.

– Фотография освободила живопись от нужды повторять натуру. Получается, если бы не было фотографии, вполне могло не быть и мультреализма.

– Более похоже, чем на фотографии, уже не получается. Потому и появились всякие импрессионисты и стали что-то другое рисовать. И они действительно дали толчок живописи, которая решает чисто живописные задачи. И реалисты сейчас просто повторяют фотографию.

– А чем занимаются гиперреалисты? Хотят переплюнуть реалистичность фотографии?

–  Как таковое это направление в искусстве не очень серьёзное: я хочу показать, как я владею кистью, краской, холстом. У меня даже есть такая картинка, называется «Дурачки». Её персонажи, семья, перефотографировали свои старые фотографии. Это мартышкин труд. 

– Может, когда-то потом будут писать: мультреализм оказал влияние на искусство и поколение начала двухтысячных.

– В принципе я радуюсь, если на человека как-то моя работа влияет. Может, кого-то она и воспитает. Кстати, в последнее время стала прямо серьёзно влиять. За последний год уже четверо обратились ко мне за помощью в написании диссертаций по мультреализму.

– Вы говорили, что европейский зритель спокойнее относятся к вашим выставкам, чем российский. А чиновники от культуры вообще болезненно реагируют.

IMG_5093

– Ну не все не понимают, многие нормальные. А другие говорят: мы всё понимаем, но так нельзя, не принято. Все современные громкие радикальные акции, всё это ответ на линию партии. У нас реакционные власти, мы живём в диктатуре. Она не та, которая была при Сталине, много чего можно. Но всё равно это диктатура. Вертикаль власти слишком давит. Общественные организации, которые помогают людям, задавлены. НКО – нежелательные, нерезиденты. И у человека всё меньше и меньше возможности доказать, что он не верблюд.  Кто виноват? Владимир Владимирович опять ничего не знает?

– Сложно вспомнить время, когда в России было по-другому.

– Церковные наши представители всё говорят о милосердии. В отличие от европейской цивилизации, наша страна не пережила очень важного периода после Средневековья. Во всей западной Европе была эпоха Возрождения. Это было счастливое время для Европы, когда короли начали философствовать, а философы царствовать. Это то, о чём говорил Сократ в своё время. Наступила эпоха возрождения, основанная на новых философских идеях. А основывались эти идеи на гуманизме. Отношение друг другу – как ты хочешь, чтоб к тебе относились. Это было совсем другое искусство. Воспевалась красота отношений, человеческих отношений. Это, можно сказать, аналог русских передвижников. Искусство стало доступным даже для людей с невысоким доходом. Картины, которыми люди украли свои жилища. Люди стали материально лучше жить. Всё это породило огромную культуру отношения человека к человеку, основанную на гуманизме. Не на милосердии, сегодня я подам, а завтра нет, а на гуманизме. Там, на Западе, тоже есть свои недостатки, никто ничего не говорит. Но по уровню жизни и по отношению друг к другу мы совсем разные.

– Может быть, дело в разнице между католической и православной традицией?

– Это их теологические дискурсы междоусобицы между христианами. Он владеют ими лучше, чем мы, обычные граждане. Сейчас пытаются за уши притянуть  Андеря Рублёва, который был гуманистом. Он был иконописец и один! Не может один человек заменить всю эпоху Возрождения в Росси. У них были тысячи таких художников, а у нас только один. Один человек – это не эпоха. А там была целая тенденция.

– Когда-нибудь в России случится эпоха Возрождения?

– Надо сделать высшее образование обязательным. Кто хочет работать, пусть идёт на заочное. И на это нужно много сил и средств. Но легче нанять церковь и купить СМИ, пусть пудрят людям мозги. Тупым народом легко управлять.

– Вы верите в какое-то предназначение интеллигенции, её функцию? Для вас вообще существует такой термин?

– Существует. Как Луна, которая тоже существует. Но если серьёзно, по идее, интеллигенция – это умы общества, но умы, которые берут на себя и такую этическую сторону, как  честь. Но разобщённость её чувствуется. Кто-то что-то делает, кто-то перемещается на кухню. Каждый сам по себе.

– А у вас нет ощущения, что вы тоже одиноки со своим мыслями?

– Нет, мне есть, с кем разделить свои мысли. Кстати, интеллигенция не делает революции. Она может только указывать властям: вы не то делаете. Но она тоже вся разная, разношёрстная, эта интеллигенция.

– По какому принципу вы её делите?

– На два лагеря. Как обычно, с одной стороны это евреи, которые якобы мутят воду, и белоленточники. А с другой – те, кто себя ощущают великороссами с имперскими амбициями, уверенные, что у русского государства есть миссия, которую оно должно выполнить. Вот сейчас упала цена на эту почву по имени нефть.

– Ваши картины анимировали для клипа к песне группы «Ленинград» про Химкинский лес. А сами вы не думали нарисовать полнометражный мультфильм?

– Думать – думал. Но это очень сложно по времени. Одну минуту анимации «Звёздного ворса» я делал три месяца. Я не умею пользоваться программами, флешами и так далее, просто по старинке рисовал, потом картинки в фотошопе собирал, потом в премьере. Мультик можно было бы снять, но пока не вижу, зачем.

– Современная отечественная анимация уступает не только западной, но и советской. И не только в технологиях. Те же «Три богатыря», к примеру. Нет хороших рисовальщиков?

– Я знаком с авторами «Трёх богатырей», организаторы мультипликационного фестиваля уже два года их и меня приглашают в жюри. Для них это такой коммерческий проект, и продюсеры требовали именно такой картинки. Дело в том, что наши продюсеры много чего не понимают, а сама публика не очень требовательная. Я как-то даже столкнулся с такой позицией: уважаемое издательство, но печатает книги, на которые страшно смотреть. Все эти розовые лошадки, ужасная графоманская дрянь, издают это миллионными тиражами, засоряют головы детям. А знаете, почему? Потому что дети не покупают книг, им их покупают родители. Идёт мамаша, она увидела этого розового пони. А для неё это предел её совковых детских мечтаний. Другое издательство издаёт книги Сергея Ватагина, он потрясающий детский художник, один из лучших иллюстраторов, которых я когда-либо видел. Я говорю: такие книги должны расхватывать. Он отвечает: не поверишь, Коля, провал полнейший! Эту книгу хочется держать и не отпускать, но это не покупается, потому что другое издательство миллионными тиражами забило людям баки своей дрянью. А ребёнок смотрит на неё, и она ему нравится. Дети – они же, как щенки-собачки, им всё равно, что кошечка, что кусочек говна. И то и другое сладко для них. Это у него оседает, он потом и вырастает с таким фиговым культурным слоем. Так как мама-дура увидела красочную картинку и не поняла, что это просто какие-то суррогатные выхлопы, подделки под диснеевские фильмы, безвкусица и пошлятина.

Николай Копейкин с музыкантами группы "Н.О.М."

– И что с этим делать со всем?

– Расстрелять на хрен. Сжечь все эти книги по-фашистски!

– Если бы они имели возможность чаще видеть рисунки ваши и Ватагина, их вкусы трансформировались бы?

– На мамаш мои рисунки никак не влияют. Мамаши не ходят по таким выставкам. Они если и ходят, то по большим проспектам, в Эрмитажи, в Русский музей, а не по галереям. Они не знают этой жизни. Рождение художника, его становление, вся эта движуха происходит в галереях. А в музеях его потом хоронят.

– В постоянной экспозиции питерского музея-галереи «Эрарта» висят ваши картины, в том числе, знаменитые «Слоны». И «Эрарта» – вполне популярное заведение в Питере.

– «Эрарта» – это такая, как писал Ленин, детская болезнь новизны в коммунизме. Она и называется музеем-галереей, это такой дворец молодёжи, юношеского творчества. Там проводят всевозможные мероприятия, многие из них очень интересны. Мне больше всего нравятся спектакли и концерты. А в плане живописи там такой застой, я считаю, хотя неплохие выставки тоже бывают. «Эрарта» сделала шаг навстречу народу. Ну и немножко базар там устроила. Хорошее место, пусть развивается.

Художник Копейкин: Россия пропустила эпоху Возрождения (фото) - фото 9
Художник Копейкин: Россия пропустила эпоху Возрождения (фото) - фото 10
Искусство культура Копейкин мультреализм
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

мнение
Белгородский губернатор считает, что современная торговля на рынках уже далеко ушла от вариантов 1990-х. Поручил проверить готовность рынков области к работе в холодное время года. Ушли те времена, когда продавец весь день мог стоять на морозе в палатке, – написал глава региона на своей страничке в соцсети «ВКонтакте». Судя по всему, владельцам рынков в Белгородской области предстоит дополнительные инвестиционные ресурсы для улучшения условий торговли. Мы...
здравоохранение
Пожилого мужчину разметили на кушетке в коридоре. Прокуратура Белгорода проведёт проверку  в горбольнице №2, где ветерану с инсультом не нашлось места в палате. Родственица пожилого мужчины разместила в социальных сетях видео, на кадрах которого видно, что человек лежит в коридоре медицинского учреждения. Это 83-летний ветеран труда, которого госпитализировали с инсультом, но палаты для него в больнице не нашлось. После того, как видеороликом заинтересовал...
миграция
С января по май из Белгородской области уехали 19 720 человек, что на 339 человек больше, чем за тот же период 2018 года. Эти данные приводит Белгородстат. В Белгородскую же область из других мест переехали 22 072 человека, в итоге миграционный прирост составил 2 352 человека (в прошлом году — 550). В регионе увеличилось число мигрантов из стран СНГ на 2008 человек, из них приехали 5,7 тыс. человек, а уехали туда 3,7 тыс. белгородцев. Миграционный прирост...
реконструкция
Власти объявили тендер на реконструкцию здания поликлиники в посёлке Северном. После проведения работ оно должно стать детской школой искусств. Здание находится в доме 9а на улице Олимпийской. Сейчас Северная ДШИ расположена по соседству – в доме 12 на той же улице. В роли заказчика выступает администрация Белгородского района. Максимальную стоимость работ оценили в 24,51 млн рублей. Источник денег – бюджет муниципалитета. Подрядчик определится на аукционе...
помощь
Елизавете Акпервой из Белгородской области 17 лет, и у неё острый лимфобластный лейкоз. Девушка дважды побеждала болезнь, и дважды она возвращалась. Химиотерапия больше не помогает. Лизе нужна пересадка костного мозга, но до этого нужно прокапать курс дорогого инновационного препарата. Елизавета находится в больнице и сегодня её жизнь зависит от пакетов с короткими проводами, из-за которых она не может передвинуться даже на другой конец кровати. Девушку го...
город
Горадминистрация запланировала реконструкцию ливневой канализации на Харьковской горе. Заказчиком выступает управление капитального строительства мэрии Белгорода. Ливнёвку обновят на улицах Щорса, Губкина, Горького, Спортивной, Будённого, Костюкова, Донецкой, Пушкарной, Шаландина, Лермонтова. В целом система ливневой канализации, как предполагается, протянется под улицами Харгоры на 25 километров. Только за проект реконструкции власти готовы заплатить из г...
городская среда
В Белгороде обновляют сквер на улице Конева и благоустраивают территорию вокруг памятника известному полководцу. Подготовительные работы начались 1 июля. Строители убрали старые опоры освещения, полностью сняли дорожное покрытие, перенесли на время зелёные насаждения. На благоустройство сквера выделили более 11 миллионов рублей. По словам председателя Совета территории Дениса Загребайлова, возле памятника маршалу Коневу установят новые вазоны, высадят можж...
память
На улице Сумской благоустраивают территорию братской могилы советских воинов, погибших при обороне города осенью 1941 и освобождении Белгорода в 1943 году. На мемориальных плитах братской могилы высечены фамилии 412 воинов. В центре установлена скульптурная композиция, представляющая собой двух воинов — танкиста и пехотинца на фоне 12-метрового пилона. Проектом благоустройства предусмотрена установка фонарей и скамеек, замена тротуарной плитки. Стоимость р...
технологии здоровья
Современный мир переполнен стрессами. Гиперскорости и большой объём информации, работа в режиме многозадачности и семейные неурядицы, да и просто жизнь в «городских джунглях» приводит человека к чрезмерному напряжению, которое может закончиться, в лучшем случае, нервным срывом. Многие пытаются снять напряжение алкоголем, но такой образ жизни убивает наш организм изнутри, многие – сном, на который остаётся всё меньше времени, многие – редкими поездками на п...
Новости по теме
«Художник — это же не какое-то тщедушное существо с бантом». Правила жизни скульптора Сергея Дементьева
«Хочу показать свой народ с хорошей стороны». Добрый таджик рассказал, зачем снимать на видео добрые дела
«Какие бы ни были сильные люди, потом на колени становятся». Завязавшая с героином белгородка — о наркотиках и зависимости
«Раз ты здесь, ты преступник, человеческий мусор». Рассказ арестанта о нескольких месяцах в СИЗО №3
Глава Разуменского заксобрания Александр Попов: «Нужно лишать статуса депутатов, которые не проводят в жизнь интересы народа»
«20 суток — ерунда». Владимир Чернышёв вышел из-под ареста за участие в акции против повышения пенсионного возраста
«Когда дворняги станут домашними». Организатор выставки «Пойдём домой» — о способах выживания в мире безответственных людей
«Что мой канал читают власти — это процентов 146». Владимир Корнев о телеграм-канале «Белгород №1»
«Тот, кто слабее, тот прав». Музыкант Павел Фахртдинов — о границах, ради которых не стоит умирать
«Штырь не умер». Режиссёр Александр Хант — о своём дебюте, российском кино и деньгах Минкульта
Спец проекты