Графическое искусство в фондовом собрании БГХМ одно из самых обширных, это даёт возможность музею формировать временные графические выставки самой широкой тематической направленности.

Впервые музей представляет зрителю выставку графического искусства, посвященную одному единственному жанру – портрету. Портреты доносят до нас не только образы людей разных эпох, отражают историческое время, но и говорят о том, каким видел мир художник, как он относился к портретируемому.

Основная идея выставки – представить графику фондового собрания как часть многогранного художественного явления реалистического отечественного искусства советского периода, показать высокую роль портретного жанра в изобразительном искусстве в целом и искусстве отечественной графики в частности.

В экспозицию включены 32 произведения, созданные советскими графиками в период 1940–1980-х годов. Представленные произведения демонстрируют широкий диапазон графических материалов и техник – от быстрых рисунков карандашом, углём, сепией до сложных трудоёмких по исполнению печатных техник офорта, акватинты, литографии, линогравюры. Экспонируемые листы ярко отражают возможности графических техник в решении самых разнообразных задач в работе над образом человека.

Рисунок является основой всех видов графики и других видов изобразительного искусства, а рисунок карандашом давно возведён из статуса «простого наброска» в ранг самостоятельного произведения искусства. Портреты карандашом Ю.И. Масютина, С.А. Зверева, углем, сангиной в листах Н.И. Рымшина, С.А. Кирпичёва отмечены живостью в передаче характера модели и совершенством в исполнении. В этих произведениях, а также в работах народного художника СССР Н.Н. Жукова, народных художников России А.А. Пахомова, В.А. Ветрогонского, А.Н. Яр-Кравченко и др. окончательно стирается граница между станковым портретом, этюдом, наброском или рисунком карандашом – остается только портрет, только человек.

На выставке жанр портрета представлен и типовым многообразием: парадный портрет, камерный, психологический, групповой, детский. Можно проследить, как в разные десятилетия отечественного искусства ХХ века, менялись не только стилевые и пластические решения, те или иные предпочтения в графических материалах и техниках, но и сам выбор героя в портретном жанре.