В выставочном зале Белгородского государственного художественного музея (БГХМ) в рамках проекта «Достояние музеев России – белгородцам!» работает выставка «Веков связующая нить. Три века русской живописи» из собрания всемирно известного Государственного Русского музея, фонды которого будут представлены в Белгороде впервые.

Всего в экспозицию вошли 65 произведений живописи и 7 работ декоративно-прикладного искусства. Посетители музея увидят полотна крупнейших художников конца XVIII − начала XX веков: А.Г. Венецианова, В.А. Тропинина, И.Н. Крамского, И.И. Левитана, И.Е. Репина, З.Е. Серебряковой, И.И. Машкова, Н.С. Гончаровой, К.С. Петрова-Водкина и других. Выставка демонстрирует развитие русской живописи на протяжении трех столетий.

Среди русских мастеров живописи конца XVIII – начала XIX веков на выставке представлены Ф.Я. Алексеев – один из основоположников национального городского пейзажа («Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста»); М.И. Тонков – автор идиллических сцен сельской жизни («Сельский праздник»); А.Г. Венецианов, в творчестве которого впервые в русском искусстве была многообразно и тонко раскрыта поэзия народной жизни («Девушка в платке»).

Академическое направление в пейзаже XIX века, с отголосками романтических тенденций, демонстрирует работа М.Н. Воробьева «Вид на Казанский собор». Художники XIX века часто обращались к портретному жанру. Известный портретист В.А. Тропинин, раскрывавший в своих работах ценность человеческой личности и своеобразие ее духовного мира, дает интимный облик своего современника («Портрет художника Н.А. Майкова»).

Вторая половина XIX века – это период формирования и расцвета национального реалистического искусства, представленного на выставке такими именами как И.Н. Крамской, И.И. Шишкин, братья В.Е. и К.Е. Маковские, И.Е. Репин и многие другие. Традиции демократического жанра передвижников этого времени развиты художниками – А.Е. Архиповым («В мастерской масок»), С.В. Ивановым («Сарынь на кичку!») и другими.

Поэтикой символизма, стилистикой модернизма проникнуты произведения художников объединений «Голубая роза», «Мир искусства»: К.А. Сомова, А.Н. Бенуа, С.Ю. Судейкина. Представителем неоклассицизма во временной экспозиции является широко известная на Белгородчине художница, уроженка наших мест З.Е. Серебрякова («Этюд девушки. Автопортрет»). Среди художников XX века, представляющих русский авангард, произведения О.В. Розановой, С.А. Нагубникова. Среди участников художественной группы «Бубновый валет», ставшей самым крупным объединением раннего авангарда, на выставке – Н.С. Гончарова, И.И. Машков.

Выставка, несомненно, станет значительным событием в культурной жизни Белгорода. Она обобщает опыт целой эпохи светского русского искусства досоветского периода, представляя его экспонатами высокого художественного уровня из крупнейшего музея страны, художниками мировой известности, имена которых составляют собой представление о русской художественной культуре за пределами нашей страны.

http://belghm.ru/