В Белгородском государственном художественном музее работает выставка «Образ медный старинный» - российского медного художественного литья ХVI-XX вв. из собрания белгородского коллекционера.

Будущий собиратель родился в Томске в Сибири, закончил белгородскую школу №3 и Московский горный институт и долгое время занимался изыскательными и горными работами в Белгородской области. Его интерес к медному литью восходит к 60-м годам прошлого века, когда предметы христианской культовой металлопластики мало кого интересовали. За годы кропотливого и целенаправленного собирательства коллекционером собраны сотни предметов христианского медного литья.

На выставке представлены кресты киотные, иконы, складни и их фрагменты. Относительно небольшая часть коллекции включает в себя древнерусские памятники ХVI-ХVII вв. Более многочисленны старообрядческие изделия ХVIII-ХХ вв., которые составляют основную часть экспозиции. Производились они среди глухих лесов, в Заонежье, на реке Выг, где старообрядцами были организованы литейные мастерские. С конца XVIII столетия традиции поморского литья были продолжены московской Преображенской общиной, а затем широкую известность приобрели гуслицкие мастера из Богородского уезда Московской губернии.

Экспонаты различны по своим художественным достоинствам. Это и оригинальные с точки зрения иконографии предметы, и массовые ремесленные отливки, рассчитанные на широкий рынок. Датировка многих предметов затруднена, так как крайне редко на произведениях встречаются инициалы мастеров или владельцев, клейма медных мастерских.

В составе коллекции имеется редкий образец древнерусской группы – икона Богоматерь «Смоленская» в виде округлого медальона.

В XVIII в. центром художественного литья стал русский север. Особенности учения старообрядцев-поморцев отразились на выборе формы и композиции крестов: ими признавались как «подлинные» только восьмиконечные. Вверху изображения Спас Нерукотворный с надписью «Царь Славы IС ХС (Исус Христос) Сынъ Божiи». Позже в литейных мастерских по всей России повторялись поморские образы.

В коллекции есть икона ХIХ в. «Спас Вседержитель», на оборотной стороне которой отлита ложная дата «1594». Подобные отливки выполнялись мастерами суздальского Спасо-Преображенского монастыря, а также для старообрядцев.

Бытовало много медных икон с изображением Богоматери. «О прозрении ослепших очес» поклонялись Богоматери «Казанской». Одним из особенно почитаемых в народе был образ Богоматери «Всех скорбящих Радость», которой молились о помощи страждущие и больные.

Культ святителя Николы Чудотворца имел широкое распространение и почитание на Руси. Один из ранних изводов – Никола Можайский – представлен средником складня. Интересна и икона Никиты Бесогона, отлитая на русском севере в конце XVII– XVIII вв. по иконографии XIV в.

В коллекции есть несколько предметов с буквенными пометами, четыре из них принадлежат московскому мастеру Родиону Семеновичу Хрусталеву. Созданные им произведения, отмеченные монограммами «М.Р.С.Х.», известны с начала 1870-гг. по достоверным отливкам.

Одним из наиболее распространенных предметов медного литья является четырехстворчатый складень «Двунадесятые праздники». Литейщики использовали в нем новшества, представленные эпохой барокко.

Выставка рассчитана на любителей церковной утвари, многочисленных православных верующих, маститых и начинающих коллекционеров старины.