В холле третьего этажа Белгородского государственного художественного музея работает выставка произведений Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, одной из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Выставка приурочена к 130-летию со дня ее рождения.

Зинаида Серебрякова родилась 12 декабря 1884 г. в родовом имении Нескучное Белгородского уезда Курской губернии (ныне село Нескучное Харьковской области). Ее отец, Евгений Николаевич Лансере, был скульптором, мать – Екатерина Николаевна Лансере, урожденная Бенуа, приходилась родной сестрой Александру Николаевичу Бенуа, одному из самых видных деятелей в русской художественной жизни Серебряного века.

Детские и юношеские годы Зинаиды Евгеньевны прошли в Петербурге. Своё влияние на формирование юной художницы оказали архитектура и музеи Петербурга, роскошный парк Царского Села, куда семья выезжала летом. Дух высокого искусства царил и в доме. В семьях Бенуа и Лансере главным смыслом жизни было служение искусству.

После окончания женской гимназии в 1900 г. Зинаида Серебрякова поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой. Она являлась ученицей И.Е.Репина и художника-портретиста О.Э.Браза. В 1902–1903 Зинаида Евгеньевна путешествует по Италии, затем больше года занимается в Academie de La Grande Chaumiere в Париже.

Со времён ученичества Зинаида старалась выразить свою любовь к красоте мира. Её ранние работы — «Крестьянская девушка» и «Сад в цвету» — рассказывают о её поисках и остром ощущении красоты русской земли. Широкую известность принёс Серебряковой автопортрет «За туалетом», впервые показанный на большой выставке, организованной «Миром искусства» в 1910. За автопортретом последовали «Купальщица», портрет матери художницы «Екатерина Лансере» — зрелые работы, твёрдые по композиции. Ее картинам свойственны светоносность красок, декоративная изысканность цвета, особое внимание к предметному миру.

В 1911 году она вступила в общество «Мир искусства», но отличалась от остальных членов группы любовью к простым сюжетам, гармонией, пластичностью и обобщениями в своих полотнах. В живописной манере она стремится соединить открытия импрессионизма с традиционной техникой письма, используя прозрачные лессировки.

В 1914–1917 творчество Зинаиды Серебряковой переживало период расцвета. В эти годы она пишет серию картин на темы народной жизни, крестьянской работы и русской деревни, которая была так близка её сердцу. И хотя в области крестьянского жанра Серебрякова не была первопроходцем, ее картины внесли новую, исключительно свежую, ноту в русскую крестьянскую живопись. Одной из таких работ является произведение «Беление холста». В фондах Белгородского государственного художественного музея хранятся наброски к одному из вариантов картины «Беление холста», хранящейся в Русском музее.

На выставке представлены семь графических произведений. Среди них один из автопортретов Зинаиды Серебряковой, портрет археолога Г.И. Тесленко, сюжетные композиции, раскрывающие атмосферу родового поместья в Нескучном. Эти произведения, бесспорно, являются неотъемлемой частью творческого наследия художницы.

www.belghm.ru