в  зале №2 2-го этажа Белгородского государственного художественного музея состоится открытие выставки художников В.Г. и М.В. Ломакиных. Выставка приурочена к 205-летнему юбилею родоначальника замечательной творческой династии, уроженца слободы Борисовка Гавриила Якимовича Ломакина (1812-1885) – композитора, хорового дирижёра. Возможность организации данной выставки появилась совсем недавно: в декабре 2016 г. правнучка Г.Я. Ломакина, Марина Алексеевна Ломакина, передала в дар музею 77 работ своей матери и деда.

Владимир Гаврилович Ломакин (1858-1913), сын композитора, родился в Петербурге, был разносторонне одарённым человеком, но отец не дал разрешения сыну стать художником и В.Г. Ломакин закончил сначала Гатчинский институт, затем Петровскую земледельческую и лесную академию. Агроном-виноградарь по образованию, он до конца жизни служил в департаменте земледелия, сохраняя приверженность искусству: превосходно музицировал, занимался скульптурой, писал в технике масляной живописи камерные лирические пейзажи Молдавии, Крыма, своего имения Кизил-Таш Ялтинского уезда. Благодаря дару М.А. Ломакиной Белгородский государственный художественный музей стал первым и единственным обладателем  наследия художника, включившего 27 живописных работ.

Внучка Гавриила Ломакина – Мария Владимировна (1896-1964) вошла в плеяду молодых художников лирико-романтической ориентации, начинавших на рубеже 1920—1930-х годов, и «забытых» на полвека по идеологическим соображениям. Выпускница монументального отделения Петроградской Академии художеств (1927), ученица                  К.С. Петрова-Водкина и Д.И. Киплика – художник трудной судьбы и счастливого дарования. Ее путь, иной, отличный от официального «соцреализма» – путь русской женщины-художницы,  сформировавшейся в переломную эпоху гражданской войны и революции. Марии Ломакиной удалось сохранить свой внутренний мир и свободу выражения в сложные годы нивелировки творческой личности и господства идеологических догм.

С 1933 года Мария Ломакина жила и работала в Загорске (ныне Сергиев Посад) с которым её творчество было связано до конца жизни.

В 1933–36 годах она занималась разработкой образцов игрушек для Загорского научно-экспериментального института игрушек.

После войны участвует в реставрации Троице-Сергиевой лавры, вновь ставшей центром русского православия после двух с лишним десятилетий разорения (она вместе с другими художниками обновляла росписи Трапезной палаты). Копи­рует по заказу Государственного Исторического музея фрески Софийского собора в Киеве. Для того же музея ею пишутся два фрагмента росписей церкви Спаса на Нередице – основой для данной работы яви­лись ее копии 1920-х годов, ставшие после разрушения храма во время боев за Нов­город особо ценным историко-археологическим свидетельством.

В 1959-62 годах она преподавала в Абрамцевском художественно-промышленном училище теорию рисунка.

Коллекция работ М.В. Ломакиной, переданная музею, представляет большую художественную ценность. Эти преимущественно поздние пейзажи художницы, опиравшейся на традиции древнерусской и ренессансной фрески, посвящены природе и архитектуре Подмосковья, в первую очередь Троице-Сергиевой лавре и её окрестностям. Отсутствие средств на материалы обусловило в основном малый, порой близкий к миниатюре формат её картин. Работы Марии Ломакиной хранятся в Третьяковской государственной картинной галерее, Русском музее, Ярославском художественном музее и др.

В экспозиции будут представлены около 20 работ, созданных В.Г. Ломакиным на рубеже XIX-XX вв. и более 20 произведений М.В. Ломакиной  1920-1960-х  гг.

Выставка рассчитана на широкий круг посетителей.