В Белгородском государственном художественном музее работает выставка «Ростовская финифть: от иконы до украшения» из собрания Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль».

Музей-заповедник «Ростовский кремль» – всемирно известный памятник русской архитектуры второй половины XVII века,  открытый в 1883 году как музей церковных древностей. Включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

В фондах Государственного музея-заповедника "Ростовский кремль" хранится около 92 тысяч предметов, среди которых коллекция финифти – одна из крупнейших в России, насчитывающая около 2,5 тыс. миниатюр XVIII-XX вв.

Ростовская финифть – уникальное явление мировой художественной культуры. Восприняв традиции одной из самых сложных ювелирных техник – живописи по эмали, ростовские мастера преобразовали их на основе местной иконописной практики.

Выставка «Ростовская финифть: от иконы до украшения» познакомит белгородцев и гостей города с историей развития эмальерного промысла – со второй половины XVIII века, когда финифть начала использоваться для украшения церковной утвари и изготовления икон – до настоящего времени, с его ювелирным брендом.

Среди произведений ХVIII-ХIХ вв. экспонируются виртуозно исполненные ансамбли миниатюр (евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов для оклада Евангелия) панно («Вид Ростовского кремля Ярославской губернии» и др.), а также аналойная и паломническая икона («Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие», «Чудеса от  креста», «Богоматерь Киево-Печерская» и др.). Наряду с ранней ростовской финифтью представлены московские эмали («Моление о чаше», «Христос перед Пилатом» и др.), изображения святых различной иконографии («Иоанн Креститель», «Тайная Вечеря» и  т.д.).

Изделия XX века – это преимущественно авторские произведения, отражающие основные этапы развития ростовской финифти в этот период.

В 1960 г. была образована фабрика "Ростовская финифть". Одним из направлений работы явилось возрождение стилистики древнерусского искусства с его изысканной линеарностью, декоративностью силуэта. Самым традиционным жанром для ростовской финифти является портрет. Приоритеты этого времени – изображение исторических личностей: вождей, ученых, композиторов в произведениях разных лет (А.Е. Зайцев «Портрет императора Петра I», Н.М. Хрыков «Портрет К.Э. Циолковского», Н.А. Куландин «Леонид Ильич Брежнев»).

Поиски нового изобразительного языка способствовали разработке светских жанров: лирических пейзажей и сюжетных сцен (А.В. Тихов «Масленица», В.П. Грудинин «Белые ночи», В.Д. Кочкин «Осенний снежок»). Ренессанс цветочной темы привел к созданию ювелирного бренда (брошь «Тюльпан», подвеска «Герберы», серьги «Аленький цветочек»).

Традиционно в оформлении финифти применяется скань – тонкий изящный по рисунку орнамент, напоминающий плетёное кружево, выполненный ювелиром из кручёной проволоки. Творческий союз эмальера и ювелира позволяет создать неповторимое произведение, единое в смысловом и декоративном решении. Таким примером на выставке могут служить работы супругов В.В. и И.И. Солдатовых (шкатулка и коробочки «Цветы»).

В наши дни ростовская финифть представляет собой произведения, выполненные в различных техниках – эмали по скани, литью, горячим способом. Современным мастерам подвластны техники и технологии, в которых работали прославленные фирмы эпохи расцвета русской художественной эмали.

На данной выставке представлено 250 музейных предметов в широком жанровом и техническом диапазоне: иконы, дробницы, декоративные сюжетные панно, портреты, пейзажи и ювелирные украшения работы известных ростовских эмальеров.

http://belghm.ru/