Пермский театр оперы и балета им. П.И. Чайковского

Вольфганг Амадей Моцарт

«Дон Жуан»

опера в двух действиях по либретто Л. Да Понте

Музыкальный руководитель: Теодор Курентзис

Режиссер-постановщик: Валентина Карраско (Аргентина)

Сценография:ЭстеринаЗарилло, Валентина Карраско, художник по костюмам Мета Бронски

Продолжительность 3 часа 30 минут

Возрастная категория 18+

Номинации на Премию «Золотая Маска» 2016 г.:

Лучший спектакль в опере

Опера/работа дирижера: Теодор Курентзис

Опера/ женская рольНаталья Кириллова, Надежда Павлова

Пермский театр оперы и балета – из плеяды еще дореволюционных российских театров – был основан в 1870 году. Творческая история театра началась с оперы Глинки «Жизнь за царя», однако «духовным покровителем» театра считают Петра Ильича Чайковского, чье имя присвоено театру в 1965 году. Пермский театр – единственный в России, где в разное время были поставлены все оперы и балеты Чайковского. Неразрывно связана история театра и с именем Сергея Павловича Дягилева, знаменитого импресарио, в чью честь с 2003 года проводится Международный дягилевский фестиваль.

Начиная с середины 20 века за пермским театром закрепилась репутация «музыкальной лаборатории», в разные годы здесь работали такие выдающиеся оперные режиссеры как Николай Боголюбов, Иосиф Келлер, Эмиль Пасынков, Георгий Исаакян; российские премьеры многих опер состоялись именно на этой сцене. Театр всегда отличался поиском новых форм, нового звучания, нестандартных постановочных решений, а с приходом на пост художественного руководителя театра дирижера Теодора Курентзиса для пермского академического началась новая эпоха. Театр перешел на европейскую «блочную» систему спектаклей, активно сотрудничает как с зарубежными режиссерами, так и исполнителями, сотрудничает с одним из мировых лидеров в области аудиозаписи, компанией Sony Classical.

Первый балет был показан в театре в 1926 году, выбор пал на легендарную «Жизель» А. Адана. Во время Великой Отечественной Войны в Перми в эвакуации работал Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова, знаменитая Мариинка. Этот этап в жизни театра стал отправной точкой для развития балетной труппы мирового уровня: сейчас Пермь называют третьей балетной Меккой страны, после Москвы и Санкт Петербурга. Пермская балетная школа впитала в себя лучшее, что могли дать ленинградские и московские педагоги, и с тех пор высоко держит планку. Балетную труппу театра возглавляет бывший солист Мариинского театра хореограф Алексей Мирошниченко. Как и для оперы, для балета Перми характерна работа с редкими, раритетными произведениями. Пермская труппа – единственная в России, обладающая правами на исполнение «Свадебки» Иржи Килиана и TheSecondDetail Уильяма Форсайта. Пермский театр – гостеприимный дом для одного из самых престижных балетных конкурсов – «Арабеск», который в этом году пройдет уже в 14-й раз.

Для трансляции «Золотая Маска в кино» выбран мистический «Дон Жуан» Моцарта в оригинальной постановке аргентинки Валентины Карраско. Оперой «Дон Жуан» пермский театр завершилцикл «Трилогия Моцарта — Да Понте в Перми»: друг за другом на сцене театра были поставлены три совместных творения композитора и либреттиста(в трилогию входят также оперы «Так поступают все женщины» и «Женитьба Фигаро»). Заметим, что обе моцартовских оперы в исполнении пермяков уже были отмечены «Золотыми масками».Все три спектакля объединяет не только авторство композитора и либреттиста, но и стремление к аутентичному звучанию музыки. Однако, еслив первых двух спектаклях на первый план выведена музыкальная концепция, то в «Дон Жуане» музыка и мощное сценическое, режиссерское решение абсолютно равноправны. Валентина Карраско, режиссер, обладающий разносторонним опытом работы не только с оперными произведениями, но и с балетом, драмой, кино, участник группы LaFuradelsBaus, воспроизводящей «душу» музыки в эффектных сценических образах, поставила яркий, жесткий спектакль в киностиле «нуар» о борьбе за свободу духа, рассказала языком оперы историю, где живым, действительно свободным человеком оказывается лишь главный герой, а все остальные, закованные в ортопедические приспособления, кажутся больше манекенами, чем людьми. Смерть, падение в ад для этого Дон Жуана – это стать таким же, как окружающие его персонажи. Внимательный зритель найдет в спектакле множество отсылок и цитат, самая заметная из которых –аллюзия на «Парфюмера» Зюскинда.

«Опера «Дон Жуан» современна и актуальна, но если ее ставить с палаццо и камзолами, то все важные вопросы покажутся слишком далекими. Они будут восприниматься как проблемы тех людей, которые жили когда-то и носили шляпы с перьями. Но ведь дело в том, что вопросы свободы духа, свободы мысли, свободы сознания, внутренней свободы – это наши современные проблемы, и они встают перед нами каждый день,» - объясняет ВалентинаКарраско в интервью интернет-изданию «BusinessClass» свой выбор эпохи. Впрочем, современность костюмов не отменяет, а дополняет бережное отношение к великому творению Моцарта. Жанр оперы был обозначен автором как «комическая драма», и комическое, пикантное, буффонада и гротеск легко соседствуют тут с драмой и нешуточными страстями. Что же до музыкальной составляющей оперы, то, по свидетельствам постоянных зрителей, каждое исполнение «Дон Жуана» неповторимо: маэстро Курентзис каждый раз интерпретирует историю по-новому, ведя за собой и оркестр, и артистов на сцене, создавая новую реальность и открывая все новые оттенки и нюансы в давно, казалось бы, изученном классическом произведении.