В выставочном зале Белгородского государственного художественного музея в рамках проекта «Достояние музеев России – белгородцам!» работает выставка «И. Шишкин. Офорты» из собрания Севастопольского художественного музея им. М.П. Крошицкого.

Севастопольский художественный музей впервые представляет свои фонды в Белгороде. Музей открыт под названием Севастопольской картинной галереи 6 ноября 1927 года на основе части коллекций музеев Ялты, Москвы и Петрограда. Сегодня в нём хранится свыше 8000 произведений: памятники Возрождения, картины «малых голландцев» и фламандских мастеров, работы французского искусства XVII—XVIII веков и полотна великих русских мастеров: В.А. Тропинина, И.К. Айвазовского, И.Е. Репина, К.А. Коровина и других. К числу редких коллекций принадлежит уникальное собрание эстампов знаменитого русского пейзажиста XIX века И.И. Шишкина.

Наибольшее признание Иван Иванович Шишкин приобрёл своим талантом живописца русской природы. На данной выставке зритель познакомится с интересной и, вместе с тем, менее известной долей наследия мастера, – гравюрами, в которых выявляется новое содержание пейзажного жанра и средства его художественного воплощения.

Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в Елабуге. В двадцатилетнем возрасте он поступил в Московское училище живописи и ваяния, где его наставником стал А.Н. Мокрицкий – ученик А.Г. Венецианова. В 1856 году И.И. Шишкин принят в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Вместо штудирования положенных академических пейзажей он много работал с натуры в ближайших окрестностях Петербурга и на острове Валаам. Большая золотая медаль по окончании Академии художеств в 1860 году стала путёвкой для поездки за границу с целью совершенствования художественного образования.

Во время пребывания в Западной Европе (Берлине, Дрездене, Праге) он стал известен художникам и знатокам своими виртуозными рисунками пером, вызывающими изумление. Даже ранние живописные картины сходны с ними своей чеканностью исполнения.

В экспозиции выставки представлено 60 офортных листов с изображением заветных уголков природы, о которых художник ведёт речь неторопливо и обстоятельно: «Тихий вечер», 1876; «Царёв курган», 1885; «В Сестрорецке», 1886. Вдумчивые и детальные изображения деревьев в работах И.И. Шишкина хочется назвать портретами елей и сосен: «Лесная околица», 1873; «Окраина сосновой рощи», 1876; воссоздание благодатных нив и лесов – поэмами о любви к родине: «Рожь», 1892; «Берега Камы», 1885; «Крым», 1892.

Несколько жанровых листов передают неспешные сюжеты провинциальной жизни: отдых на берегу реки; крестьянку, пасущую коров; возницу в телеге, направляющего лошадь к колодезному журавлю.

Знакомую ассоциацию у зрителя вызовет гравюра с изображением муравьиного терриконика, укрытого, словно, в бережных ладонях, среди лесных зарослей и листьев папоротника. Постоянные посетители БГХМ вспомнят неоднократно экспонировавшийся офорт знаменитого мастера «Муравейник», переданный в дар нашему музею губернатором Белгородской области Евгением Степановичем Савченко.

На выставке представлен автопортрет мастера – произведение 1886 года: в пытливом взгляде угадывается обыкновение всматриваться в сокровенные красоты любимой натуры. Фон портрета, взятый динамичным штрихом, будто передаёт движение воздуха и шум леса, столь милый слуху художника.

И.И. Шишкин был активным и авторитетным участником Товарищества передвижных художественных выставок, занимался с начинающими художниками и очень многое сделал для развития в России техники гравюры на меди, цинке, а также литографском камне.

Эстампы Ивана Ивановича Шишкина являются шедеврами русского графического искусства.