лечение
19:05, 22 октября 2025 г.

Хирург Илья Башук: Мы делаем эндопротезирование с компьютерной навигацией

лечение
Фото: Антон Вергун

Фото: Антон Вергун

До чего дошел прогресс! Ещё пятьдесят лет назад было так: износился у человека сустав, и будь добр, ходи с палочкой, а то и вовсе лежи на кровати. Сегодня операции по постановке имплантов в Белгороде поставлены на поток. Наши хирурги-травматологи освоили лучшие практики и стали реально помогать жителям области. По сути, они дают людям вторую жизнь.

О том, на сколько лет рассчитан искусственный сустав, сколько операций делают хирурги, когда пациент может вставать на ноги после лечения – наш разговор с заведующим центром травматологии, ортопедии и эндопротезирования Белгородской областной больницы святителя Иоасафа, кандидатом медицинских наук Ильёй Башуком.

Пока мы говорили с Ильей Павловичем в кабинете, в коридоре каждые несколько минут слышался гул – провозили каталки с очередным пациентом. Оказывается, в центре в день происходит больше 20 операций, из них 12-14 – суставных.

Раз – и нет очереди

– Илья Павлович, известно, что очередь на протезирование белгородцев была растянута на долгие годы. Но с 2025 года удалось ускорить процесс замены суставов. За счёт чего это было сделано?

– Действительно, эта очередь формировалась достаточно долго, потому и появилось столько больных на операцию. Но благодаря оперативным мерам, в частности, вмешательству губернатора Вячеслава Гладкова было выделено больше квот на проведение таких высокотехнологичных операций. К примеру, если раньше каждый год делалось 436 тазобедренных и 285 коленных суставов, то в 2025 году мы стали делать 1 214 тазобедренных и 1 521 коленный. Здесь идёт речь о кратном увеличении количества квот. Мы за год не только локально ликвидировали очередь из пациентов областной больницы, но сейчас помогаем разгружать и всю региональную очередь. Был создан единый реестр пациентов, нуждающихся в таком оперативном вмешательстве, каждый такой человек у нас на счету.

– Что сложнее делать: коленный сустав или тазобедренный?

– Это абсолютно разные операции. И здесь нельзя говорить, что одна сложнее, другая проще. Это две тяжёлые операции, которые, естественно, для нас уже стали рутиной. Бывают сложные случаи протезирования коленного сустава, бывают сложные случаи с тазобедренным. Стандартное время операции для тазобедренного сустава – в районе 40 минут, для коленного – чуть меньше часа.

AVER4848.jpg

Два – всё зависит от восстановления

– Очень долго люди восстанавливаются после такого вмешательства?

– Это зависит от двигательной активности, веса пациента, сопутствующих заболеваний, а также от техники хирурга. А поскольку мы оперируем много, наша техника сейчас доведена, можно сказать, до совершенства. Благодаря этому наши пациенты выздоравливают быстрей. Они бросают костыли даже раньше, чем мы им рекомендуем.

– В среднем, это сколько?

– Многие уже к четвёртой неделе отказываются от вспомогательных средств.

– Но разве надо сразу вставать на ноги?

– Полная нагрузка, естественно, должна быть сразу.

– Надо переступить через боль и жалость к себе?

– Мы предупреждаем пациентов, что, конечно, болевой синдром возможен, что, само собой, какие-то неприятные ощущения тоже могут быть. Потому что пациенты старшего возраста ходили десятки лет со своим разрушающимся суставом. И к новому суставу организм должен адаптироваться. Поэтому нужно время, чтобы все органы и системы приспособились к протезу.

– Наверное, примитивный пример – зубной протез. Кто его ставил, тот знает. Первое время он давит, жмёт, с ним невозможно не то, что разговаривать нормально, не шепелявить, но и просто пережёвывать пищу. Со временем основные трудности уходят.

– Схвачено, по сути, верно.      Замена сустава – это одно. Немаловажный фактор – реабилитация. Хирург-травматолог-ортопед сделал свою работу, поменял сустав. А в дальнейшем мы рекомендуем пациенту заняться реабилитацией. Мы разработали свои программы -методички, в которых прописали, что пациент должен делать дома, как он может заниматься, что разрешено, что запрещено. В каждой палате есть QR-коды, по которым можно посмотреть видеоуроки. Мы специально снимали их для выздоравливающих. Там чётко показаны упражнения, которые необходимо делать – когда и сколько, как правильно ходить, каким видом спорта можно заниматься, а чего лучше избегать.

AVER4942.jpg

Три – ревизионное протезирование

– Сколько времени может служить искусственный сустав?

– Двигательная активность у каждого человека разная. В среднем сустав служит 15 лет.

– Из чего его изготавливают?

– Это сплав различных металлов – титан, кобальт, хром и ультравысокомолекулярный полиэтилен. Именно этот состав даёт искусственному суставу такую прочность.

– А что происходит потом, когда срок службы заканчивается?

– Мы не знаем, когда подойдёт срок ревизий. У каждого человека это индивидуально. На выживаемость сустава действуют сопутствующие заболевания, вредные привычки…

– Они даже действуют на металл?

– Они действуют на кость, в которую вмонтирован металл. Естественно, в таких случаях расшатывание импланта может наступить раньше. Тогда необходимо ревизионное протезирование сустава, то есть замена существующего импланта. Мы освоили эту методику, в этом году провели несколько операций и готовы её внедрять в следующем году на поток. Сейчас к нам уже приходят пациенты на ревизию. Причём было несколько пациентов, которым меняли суставы в 2005 году. То есть, прошло 20 лет. Поэтому мы сейчас решаем вопрос, чтобы на следующий год их взять на ревизионные операции.

– А с имплантом можно играть в футбол?

– Контактные виды спорта мы не рекомендуем, потому что это может привести к падению пациента и фатальным последствиям. Рекомендуется плавание, велоспорт. Если у пациента лишний вес, то бег тоже нежелателен. Чем больше у пациента вес приближен к показателям нормы, тем больше шанс, что сустав прослужит дольше. Это физика. Любое инородное тело статично. Наш организм подстраивается к нагрузкам. Металл не может подстроиться к весу и образу жизни человека.

– А как человек почувствует, что протез не выдерживает?

– Всё начнётся с боли. Трудно пройти мимо такого факта.

AVER4972.jpg

Четыре – коварство артроза

– Бывает, что к вам поступают люди с полностью изношенными суставами?

– Артроз тем и коварен, что рентгенологическая картина может очень сильно отличаться от клиники. Например, у пациента полностью разрушен сустав, а его ничего не беспокоит. Или человека беспокоит какое-то ограничение движения, но его жизнедеятельности это никак не мешает. А бывает артроз первой и второй степени, а болевые проявления нестерпимы. Это особенно характерно для тазобедренного сустава у молодых пациентов, у которых есть аваскулярный или асептический некроз кости. Происходит омертвение в головке бедра. И хотя изменения артроза ещё не начались, болевой синдром говорит о том, что там будут в дальнейшем дегенеративные процессы. Таких пациентов довольно-таки много. А что касается самого артроза, то мы руководствуемся методическими рекомендациями. Кому-то мы назначаем терапию, консервативное лечение. Если она не помогает, тогда переходим на следующий этап – оперативное вмешательство, замену сустава. Мы понимаем, что остановить артроз таблетками невозможно.

AVER5105.jpg

Пять – протез на 3D-принтере

– Может когда-нибудь появится «умное железо», как вы думаете?

– Технологии протезирования «умный металл» сейчас развиваются в разных направлениях. В частности, делают индивидуальные протезы, напечатанные на 3D-принтере. Они просто замещают индивидуальные дефекты. Также делают целые роботизированные системы для протезирования. Они по специальным маркерам копируют сустав, тем самым доктору остаётся только поставить этот сустав на место. Это уже наша реальность.

– Но ещё не белгородская?

– Не белгородская, но уже можно похвалиться, что в областной больнице мы первые в регионе и вторые в Черноземье после Воронежа внедрили эндопротезирование с компьютерной навигацией. Это система, которая позволяет обследовать ось конечностей, просто смотря на экран. Машина визуализирует определённые точки, куда мы показываем. Она ориентируется в пространстве и показывает, где мы должны сделать разрез. Это традиционная система протезирования, но совмещённая с компьютерной технологией. Так мы можем понять, как разгибается колено, какой у него объём движений, появилось ли какое-то угловое совмещение после операции.


Беседовала Виктория Передерий

Фото: Антон Вергун

На снимках: операции по эндопротезированию

в Белгородской областной больнице святителя Иоасафа

#Белгородская область #травматолог #ортопед #хирург #Илья Башук #эндопротезирование #операции #суставы
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
Этот сайт использует «cookies». Также сайт использует интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. "Политика конфиденциальности"