Спокойствие, только спокойствие: как в праздники защитить себя и близких от мошенников
Фото: пресс-служба T2
Скоро у большинства россиян начнутся новогодние каникулы – целых 12 дней отдыха. Многие давно распланировали, как их проведут: отправятся путешествовать по России или в тёплые страны, навестят родных или друзей, реализуют насыщенную культурную программу или будут отсыпаться дома. Конечно, в планы может вмешаться погода или неожиданный визит родственников, но главное, чтобы их не нарушило что-то неприятное. Например, утечка персональных данных или угроза сбережениям.
Мошенничество – одна из главных опасностей последних лет. Жертвой злоумышленников может стать любой, независимо от возраста, уровня дохода и степени цифровой грамотности. В выходные и во время отпуска особенно важно быть бдительным. Сбитый режим дня, усталость от поездок, множество впечатлений и событий – все это может сыграть на руку мошенникам.
Вместе с мобильным оператором Т2 проанализировали основные факторы риска и собрали простые правила безопасности, чтобы праздничные выходные прошли без неприятных сюрпризов.
Предупрежден – значит вооружен
Чтобы эффективно противостоять мошенникам, нужно знать, как они работают. Сценариев много, преступники постоянно придумывают новые способы обмана. Самыми популярными по-прежнему остаются звонки и сообщения от «следователей/сотрудников ГИБДД, ФСБ и других правоохранительных органов», «службы безопасности банка», «представителей работодателя» и якобы кого-то из близких. Ещё мошенники часто представляются службой доставки или сотрудниками управляющей компании.
Каким бы ни был их подход, надо соблюдать три главных правила:
– едва заподозрили неладное – сразу (!) надо класть трубку;
– никогда никому нельзя называть по телефону или в мессенджерах коды из SMS, тем более с Госуслуг,
– не переходить по ссылкам и не открывать файлы от незнакомцев.
Если после взаимодействия со злоумышленниками остались сомнения – надо тут же сменить пароль в онлайн-банке, на портале Госуслуг или в социальных сетях.
Ответственность за близких
Дети, подростки и пожилые люди особенно уязвимы, они чаще попадают под чужое влияние, в том числе в интернете. Важно предупреждать близких об опасности, регулярно рассказывать о новых схемах мошенничества и объяснять, как себя вести при подозрительных звонках и сообщениях.
И, конечно, постараться максимально обезопасить родных от рисков – например, можно подключить «Родительский контроль». Такие сервисы позволяют не только отслеживать местонахождение ребёнка, но и ограждать его от потенциально опасного контента.
Чтобы защитить клиентов от подозрительных собеседников, T2 ежедневно предотвращает миллионы спам-звонков и SMS, а также автоматически маркирует входящие вызовы.
Эмоциональное равновесие
Эмоции – главный помощник мошенников. Именно поэтому злоумышленники часто притворяются авторитетными фигурами или близкими родственниками в беде, сообщают о ДТП или угрожают потерей денежных средств – все, чтобы максимально вывести жертву из равновесия. Ещё один распространенный приём – создать дефицит времени для усиления паники.
Не принимайте поспешные решения на эмоциях и не оставайтесь с тревогой один на один. Как можно быстрее прервите разговор с мошенником, а потом позвоните близкому родственнику, другу или коллеге, которому доверяете. Взгляд со стороны отрезвляет, помогает не предпринимать опрометчивых шагов и быстрее пережить неприятный эпизод. Также клиенты T2 могут обратиться на специальную горячую линию по номеру 611, где им помогут разобраться в ситуации и окажут моральную поддержку.
Чекап по-новому
Чтобы злоумышленники не украли деньги со счетов, не оформили кредит или не использовали информацию для получения выгоды от чужого имени, нужно регулярно проверять, не оказались ли важные личные данные в открытом доступе. Даже если надёжные пароли, хороший антивирус и острожное поведение в сети – личные данные всё равно могут быть скомпрометированы. Утечки происходят по разным причинам, в том числе из-за действий хакеров и мошенников.
Клиенты Т2 могут в любой момент заказать бесплатную проверку утечки персональных данных через личный кабинет на сайте или в мобильном приложении оператора. Сервис, запущенный совместно с ГК «Солар», ежедневно отслеживает подобную информацию. Если утечка произошла, в отчете будет указана вероятная дата, а также платформа, на которой это случилось. Это поможет в будущем осторожнее подходить к предоставлению своих данных онлайн.
Защитный барьер
Необходимо заранее позаботиться о безопасности мобильных устройств, личных кабинетов и аккаунтов в социальных сетях. В этом помогут надёжные пароли, двухфакторная аутентификация, антивирусы и SafeWall – комплексный продукт от T2 для обеспечения кибербезопасности.
На платформе собраны все профильные сервисы оператора. Даже на базовом уровне клиенту доступны блокировка вредоносных звонков и SMS, защита от скрытых подписок, от взлома аккаунта на портале Госуслуг (SMS-коды доставляются только после завершения разговора, что лишает мошенников прямого влияния на объект), голосовой ассистент, который возьмёт на себя общение с подозрительными собеседниками, и другие важные инструменты.
Не доверять – проверять
Сегодня цифровые технологии, в том числе с использованием искусственного интеллекта, к сожалению, служат не только на благо людей, но и в преступных целях. Мошенники могут подделать голос близкого человека, фото и даже видео с ним.
При малейшем сомнении – нужно проверять! Как минимум, надо связаться с близким через другой канал, а ещё лучше придумать контрольные вопрос и ответ, известные только близким. И не надо обсуждать эту информацию в сети. Ещё одно правило: если перестали пользоваться номером, обязательно надо отвязать его от всех аккаунтов и приложений, особенно банковских.
Важные ресурсы всегда в доступе
Для обеспечения безопасности населения и критически важной инфраструктуры, в Белгороде и других регионах страны происходят временные ограничения мобильного интернета. Волноваться не стоит – благодаря белому списку можно как обычно пользоваться всеми ключевыми ресурсами, в том числе Госуслугами.
Оператор T2 строго соблюдает все требования безопасности и обеспечивает постоянный доступ к сервисам из утвержденного перечня Минцифры.
«Мы понимаем, насколько клиентам важно иметь возможность пользоваться мессенджерами, Госуслугами, картами, платформами СМИ и другими привычными сервисами. Белый список решает один из главных клиентских запросов второго полугодия. Совместно с регулятором мы и дальше будем предпринимать меры для обеспечения привычного и безопасного опыта пользования мобильным интернетом»,
– подчеркнул директор макрорегиона «Черноземье» T2 Дмитрий Садыков.
Так что не надо спешить подключаться к неизвестным точкам доступа, а уже тем более заходить через общедоступный wi-fi в личные кабинеты – это может быть небезопасно! Вызвать такси до дома, получить заказ в пункте выдачи, написать близким или проверить почту получится и привычным способом, не рискуя персональными данными.
Реклама, ООО "Т2 МОБАЙЛ", ИНН 7743895280