Каждый седьмой. Настоящий железнодорожник сочетает в себе черты романтика и прагматика
Накануне Дня железнодорожника начальник одного из самых больших подразделений Лебединского ГОКа — управления железнодорожного транспорта — Евгений Дементьев рассказал о том, что помогает работать эффективно.

Около 1 700 сотрудников работают в УЖДТ. Протяжённость железнодорожных путей составляет 363 километра, на которых расположены 515 стрелочных переводов.
В управлении эксплуатируется 500 единиц техники: 39 тяговых агрегатов, 451 думпкар, 29 тепловозов, более 20 агрегатов парка малой техники. За первое полугодие перевезено 12 млн кубометров горной массы.
Секреты успеха
УЖДТ стало лучшим по итогам производственного соревнования в первом полугодии. Что обеспечило этот успех?
Железнодорожники лишь однажды получали такой приз — в 2016 году. Теперь мы вернули первенство, хоть и не ставили такой цели. Лидируем по производственным показателям и по культуре общения с персоналом. Коллектив, команда — это фундамент, благодаря которому мы можем похвалиться стабильностью работы и хорошими результатами по доставке руды на ККД или вскрыши в отвалы.
А как влияет на работу производственная культура?
Мы постоянно повышаем безопасность людей и железнодорожного движения. Это наша постоянная системная работа, уже рутина. Например, несколько лет ведём работу по установке более ярких светофоров. Боремся с так называемым «зелёным пожаром» — растительностью, снижающей видимость.
Если говорить об эффективности и надёжности, то мы ввели ряд дополнительных показателей для контроля. Например, толщина гребня колёсных пар, наработка тяговых двигателей, учёт ходимости электрических приборов. Постоянно анализируем эти параметры с ремонтниками и службой надёжности. Мы не просто устраняем поломки, а разбираемся: почему та или иная деталь износилась, что влияет на срок её службы, как заставить прибор работать дольше?
Но основа производственной культуры — люди. Все давно поняли, что «в одну каску» нынешних вызовов не вытянешь. Тут нужна именно командная работа.

Вопрос доверия
Командная работа в значительной степени зависит от доверия коллектива, готовности руководителя слышать мнение сотрудников. Как с этим обстоят дела в УЖДТ?
Когда проблема не решается, человек теряет веру в возможность улучшений, уже нет желания что-то сделать лучше. Чтобы работа с обращениями шла оперативно, мы используем все доступные инструменты. Нужна встреча с непосредственными руководителями? Проведём! Есть вопрос для совместного обсуждения? Заходите в чат УЖДТ — в нём состоят более 600 человек. Нужно разложить задачу по составляющим? Поможет Доска решения проблем!
Простой пример: в чате задали вопрос о нехватке воды на участке рыхлой вскрыши — только привозная. Оказалось, что решение проблемы — дело трёх дней. С соседней станции бросили пластиковую трубу на эту станцию, подачу воды наладили. Все довольны.
Возросшая активность в том же чате говорит о доверии?
Да, но мне хотелось бы больше обратной связи. Недавно провели эксперимент: на время отпуска начальника службы движения, исполнять его обязанности доверили диспетчеру. Она не только справилась, но и целый список предложений по улучшению набросала. Вот что значит свежий взгляд! Женщины гораздо внимательнее к условиям труда: где-то кондиционер перевесить, где-то тумбочку для документов поставить, шкаф добавить, комнату для переодевания оборудовать. Ничего глобального, но люди ценят такие небольшие улучшения условий труда. И отвечают взаимностью: чаще предлагают идеи по повышению эффективности производства, добросовестно относятся к своим обязанностям.
Роль лидера в истории
Меняется культура производства, меняются люди. Какова ваша роль в этих изменениях?
Это не только и не столько моя заслуга. Вы посмотрите, насколько ближе к нам стали руководители Металлоинвеста! Мне кажется, они на Лебединском ГОКе бывают чаще, чем дома. Вникают во все тонкости.
Поддержка руководства помогает. В начале года были проблемы с заработной платой — не дотягивали до конкурентного уровня. Сотрудники волновались. Главный инженер и управляющий директор приходили: объяснили, что не так легко и быстро ситуацию можно исправить. Люди отнеслись с пониманием. На данный момент мы вышли на конкурентный уровень, снизилась текучка кадров.

Был — рабочий, стал — бригадир
Как решаете вопрос нехватки персонала?
Несколько лет в местных ссузах не обучали ни диспетчеров, ни машинистов электровозов. Два года назад в Губкинском горно-политехническом колледже ответили на запрос комбината и восстановили набор. Уже в этом году к нам пришла молодёжь — полтора десятка помощников машинистов. Они ещё учатся и параллельно уже работают. Недавно с ними встречался: хотел услышать, что не нравится, где нужно помочь, может быть, поменять смены. Оказалось, моё волнение излишне — они вполне влились в коллектив. Отличные ребята!
Много молодёжи в УЖДТ?
Средний возраст работников — 43 года. Но мне хочется, чтобы молодёжи было больше. Пусть у них мало опыта, но своей энергией они могут заряжать коллектив. И здесь многое зависит от мастеров и начальников участков: нужно использовать этот потенциал, выдвигать на должности, которые помогут молодым специалистам развиваться. Вчера ты — просто рабочий, сегодня — бригадир.
Ощущение путешествия
В железнодорожники идут за деньгами или за романтикой?
Не стану отрицать: приходят всё-таки за деньгами. Людьми движет здоровый прагматизм: им нужно зарабатывать, обеспечивать семьи. Но когда движешься на хорошей скорости по железной дороге, вокруг поля, коммуникации, строения, в этом действительно есть романтика — ощущение путешествия.
Даже в карьере?
Конечно. Для меня ничего лучше профессии железнодорожника быть не может. Мой отец работал здесь машинистом электровоза, а бабушка — монтёром пути на станции «Сланцевая». Они не просто приходили отбыть смену и получить зарплату — работали на совесть, искренне радовались успехам на производстве. Помню из детства, с каким удовольствием папа и бабушка встречались с коллегами после работы, как дружили семьями.
Я вижу свою задачу в том, чтобы коллеги становились ещё и друзьями. Тогда они будут приходить за деньгами, а оставаться в подразделении, в том числе, потому что оценят атмосферу в коллективе, чувство локтя, готовность помочь в любой ситуации.
Конечно, это работа не одного дня и даже года. Но мы движемся в верном направлении. Уже провели несколько экскурсий для детей сотрудников — показали, где работают мама или папа. Один из отцов на локомотиве показал манёвры — и сын смотрел на него, как на героя. Мой старший сын был удивлён, какой порядок на ремонтных площадках: видно, что убирают, всё аккуратно, покрашено. Парень поменял отношение и к УЖДТ, и к Лебединскому ГОКу.
Есть перспектива продолжить династию?
Старший закончил школу, но не пошёл в технический вуз. А младшему сыну тринадцать — у него как раз инженерный склад ума. Посмотрим, что выберет. Кстати, мы задумались о создании в нашей подшефной школе — образовательном комплексе «СтартУМ» — профильного класса. Сегодня каждый седьмой человек на Лебединском ГОКе — это работник УЖДТ. Может быть, и в класс придут дети наших сотрудников, а потом продолжат династию железнодорожников. Это будет здорово!
Анна Шишкина
Фото: Александр Белашов