образование
10:43, 9 сентября 2025 г.

Не только для ИТ. Как цифровые навыки помогают решать задачи в любой профессии

образование

Участники из Липецка и Белгорода, получившие бесплатное образование в «Школе 21», рассказали, как обучение помогло им оптимизировать работу и развить системное мышление.

Специалисты разных сфер — от медицины до журналистики — сталкиваются в своей деятельности с необходимостью обрабатывать большие объёмы информации и решать рутинные задачи. Помочь в этом могут цифровые технологии, которые автоматизируют повторяющиеся операции, ускоряют поиск и сортировку данных, улучшают точность анализа и позволяют фокусироваться на более творческих и стратегических задачах.

Зачем людям разных профессий развивать ИТ-навыки

Цифровые навыки сегодня важны в любой сфере. Специалистам разных профессий нужно понимать, как устроены информационные технологии, уметь базово применять их в профессиональной среде и повседневной жизни. Автоматизированные программы, искусственный интеллект, чат-боты помогают быстрее решать задачи, выстраивать рутину и повышать качество работы.

К примеру, нейросети используют в образовании: с их помощью создают учебные материалы за пару минут, проверяют работы школьников и студентов. В 2025 году 100 преподавателей из 14 колледжей Москвы прошли обучение по работе с искусственным интеллектом в «Школе 21». Участники запускали чат-ботов и писали промты — точные формулировки запросов к ИИ, которые позволяют получать релевантные ответы.

Также Сбер вместе со «Школой 21» проводит обучающие мероприятия для представителей власти, бизнеса и образовательных учреждений в регионах. Например, в июне в Липецке прошёл инвестиционный форум «Черноземье 2025», а в Белгороде — бизнес-семинар «Внешнеэкономическая деятельность».

Научиться пользоваться современными ИТ-инструментами в школе может любой желающий. Главное — желание разбираться в технологиях, которые пригодятся в любой профессии.

Белгород фото.jpg

Твёрдые и мягкие навыки

Кампусы «Школы 21» есть в 16 городах России, в ближайшие годы проект будет расширяться в другие регионы страны. Попасть на обучение могут люди без опыта в ИТ, которые работают в разных сферах — например, в маркетинге, образовании, медицине, промышленности, предпринимательстве. Одни участники хотят построить карьеру в сфере информационных технологий, другие — развить конкретные навыки и применять их на текущей должности.

Обучение в школе строится по методике «равный равному». Участники работают над реальными задачами в командах, обсуждают решения и дают друг другу обратную связь. На практике знания усваиваются быстрее, и коммуникация с единомышленниками становится важной частью обучения.

Участники IT-школы развивают твёрдые и мягкие навыки. Среди профессиональных компетенций — знание основ программирования и алгоритмов, умение работать с кодом и структурами данных. Даже если человек не планирует быть разработчиком, такие способности помогают увереннее использовать цифровые устройства и сервисы, выстраивать работу в ИТ-среде и находить технологичные решения в своей сфере.

Здесь развивают и мягкие навыки — командную работу, гибкость мышления, ответственность. Участники учатся распределять роли в группе, аргументировать свои решения, учитывать риски и добиваться результата в заданный срок.

Многие приходят в «Школу 21», чтобы стать цифровыми инженерами. Но опыт показывает: участие в проекте полезно и тем, кто хочет развиваться в своей профессии. Навыки, которые получают в школе, универсальны. Они помогают адаптироваться к изменениям, управлять процессами и строить карьеру в любой сфере.

Белгород фото 2.jpg

Как применять цифровые навыки на практике: медицина и правоохранительные органы

Цифровые технологии используются в традиционных сферах: медицине, образовании, юриспруденции. Например, искусственный интеллект помогает врачам проводить диагностику, анализировать рентгеновские снимки и собирать анамнез заболевания. Медики всё чаще осваивают ИТ-инструменты, чтобы понимать, как работают программы, и улучшать их. Пример тому — Ирина Шабалина, ветеринарный врач из Белгорода, участница основного обучения на проекте:

«В «Школе 21» я узнала много новых слов и теперь ввожу в ступор коллег своими фразами. А если серьёзно, то мой путь только начался: сейчас изучаю бизнес- и системный анализ. Подтянула навыки работы с табличными и текстовыми редакторами, лучше понимаю специфику ИТ-отдела, могу чётче сформулировать и описать возникающие проблемы в работе информационных систем. А ещё — объяснить и грамотно сформулировать, как её можно улучшить»,

— рассказала Ирина Шабалина.

В работе правоохранительных органов ИТ-инструменты помогают систематизировать данные, автоматизировать документооборот. При этом даже базовые цифровые навыки влияют на эффективность работы специалиста — это подтверждает следователь из Липецка Юрий Трушкин. Когда он начал обучение в школе, ведомство как раз переходило на отечественное программное обеспечение.

«На отборочном «бассейне» я изучал командный процессор Bash и язык программирования С. В это же время на работе начались изменения: мы перешли с Windows на отечественное ПО на Linux. Документооборот уже был автоматизирован, но предстояло разобраться в новой системе. Сейчас я применяю терминал — командную строку, с которой можно не использовать графический интерфейс. Так удаётся легче и быстрее копировать, и переносить документы. Если бы не освоил этот навык на «бассейне», разобраться в нововведениях было бы сложнее и рутинные задачи занимали бы больше времени»,

— поведал следователь.

Подобные примеры показывают, что цифровые навыки универсальны, они становятся инструментом профессионального роста даже в тех областях, которые раньше не связывали с информационными технологиями.

Белгород фото 3.jpg

Как применять цифровые навыки на практике: журналистика и ивент-сфера

В ивент-индустрии технологии помогают автоматизировать задачи — от создания контента и аналитических отчётов до продвижения мероприятий и работы с данными. Умение использовать нейросети и другие инструменты позволяет компаниям экономить ресурсы и ускорять процессы.

Владимир Арустамов, сооснователь ивент-агентства из Белгорода, пришёл в IT-школу, чтобы интегрировать технологии в ежедневную работу.

«Хочу изучить Data Science, чтобы лучше понимать, с чем работают спикеры ИИ-конференций, с которыми я общаюсь. Планирую поучаствовать в ИИ-хакатоне и реализовать проект MultiAgenticAI — он поможет автоматизировать поиск спонсоров и партнёров, генерацию контента и визуалов. Хотел бы создать парсер аналитических данных о публикациях в соцсетях и платных рекламных кампаниях. Возможно, реализую это через вайбкодинг и API или с помощью SaaS-решений. Самое главное, в «Школе 21» я привил себе навык выделять время на обучение. Освоил ИИ, чтобы писать, проверять и исправлять код»,

— отметил Владимир Арустамов.

В журналистике технологии тоже меняют привычные подходы: от фактчекинга и работы с большими данными до визуализации информации и автоматизации редакционных процессов. Наталья Тюрина, журналист из Липецка, отмечает, что обучение в школе повлияло на её подход к ежедневной рутине:

«Стала чаще оценивать качество своей работы и спрашивать мнение коллег — это влияние подхода «равный равному». Улучшились концентрация, стрессоустойчивость, скорость мышления. Начала сама себе ставить чёткие дедлайны и больше успевать, а ещё использовать нейросети для работы с текстами и изображениями»,

— поделилась впечатлениями Наталья Тюрина.

ИТ-инструменты позволяют выполнять рутинные задачи быстрее и освобождают время для новых открытий. Даже если человек не планирует менять сферу деятельности, цифровые навыки пригодятся для автоматизации процессов, создания новых проектов, карьерного роста.

Фото: пресс-служба Сбербанка

#IT-обучение #цифровые навыки #Школа 21 #Сбербанк
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
Этот сайт использует «cookies». Также сайт использует интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. "Политика конфиденциальности"